С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни — это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах.
Как вид изобразительного искусства скульптура характеризуется тем, что ее произведения имеют не иллюзорный, как произведения живописи или графики, а подлинный трехмерный объем, находящийся в реальном пространстве. Но в выборе сюжетов скульптура более ограничена, чем живопись и графика, — ведь ее средствами трудно показать пейзаж или обстановку в доме и т. д. В основном в скульптуре изображается человек, реже животные (анималистический жанр). Правда, в скульптуре можно показать часть пейзажа, но без такой четкой, как в живописи, передачи воздушной перспективы, без гармонии тональных и цветовых отношений.
Зато в изображении человека — главного героя искусства — возможности скульптуры огромны. В мировой и нашей отечественной скульптуре есть ярчайшие произведения, изображающие человека с его богатым и сложным внутренним миром, его переживаниями. Произведения скульптуры отображают героические, ратные и трудовые дела человека, его волю, энергию, беспредельные творческие возможности.
Кариатиды храма Эрех-тейон. 421 — 406 до н. э.
Живописец работает цветом, график — линиями и тоном, а художественное средство скульптора — пластика, моделировка, т. е. создание объемности фигуры или предмета, передача игры света и тени, выразительно подчеркивающих форму скульптурного произведения. Поэтому скульптор должен всегда учитывать освещение своего произведения, заботиться, чтобы освещение выгодно выявляло пластические качества скульптуры.
Скульптура делится на два основных вида — на круглую скульптуру и рельеф.
В круглой скульптуре изображенный предмет или фигура имеет такую же объемную форму, какой она бывает в самой действительности. Скульптор работает в трех измерениях, с полным соблюдением реальных пропорций предмета. Такая скульптура рассчитана на круговое обозрение, т. е. ее можно рассматривать со всех сторон, и поэтому она должна быть выразительной с любой точки обзора. Очень большое значение для круглой скульптуры имеет силуэт, т. е. очертание предмета и восприятие всей его массы на каком-то реальном, естественном фоне. Силуэт круглой скульптуры многопланов, ибо с разных точек обозрения он меняет свои очертания. Особенно важен силуэт для больших скульптур, которые находятся в открытом пространстве и которые можно рассматривать издалека. Иногда бывает, что такая скульптура имеет ограниченный обзор, и тогда выделяется какая-нибудь одна ее сторона.
Фрагмент горельефа фриза алтаря Зевса в Пергаме. II в. до н. э. Мрамор. Музей. Берлин.
Э. М. Фальконе (при участии М. А. Колло и Ф. Г. Гордеева). Памятник Петру I («Медный всадник»). 1768 — 1778. Открыт в 1782. Бронза. Ленинград.
В рельефе изображение создается объемной формой, частично выступающей над плоскостью, и поэтому число точек обозрения рельефа ограничено. Собственно, он имеет одну главную точку обзора, расположенную на линии, перпендикулярной к плоскости. В рельефе можно изобразить большие группы людей и даже пейзаж.
Рельефы делятся на барельефы и горельефы. Наиболее плоское изображение, скульптурные формы которого едва выступают над плоскостью, называется барельефом. Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью более половины своего объема, называется горельефом (фриз Большого алтаря Зевса в Пергаме). Иногда в горельефе скульптурные формы так сильно выступают над плоскостью, что приближаются к круглой скульптуре. Изредка применяют еще и углубленный рельеф. В нем изображение либо вырезается глубже плоскости, либо оставляется на ее уровне, а вырубаются только внешние его контуры (рельефы Дж. Манцу для «Врат смерти» собора св. Петра в Риме; см. ил. на с. 183).
Ф. И. Шубин. Портрет А. М. Голицына. 1775. Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва.
Делая изображения в рельефах разными по высоте, скульптор может создавать впечатление определенной глубины и пространственности композиции.
Так как рельефы всегда связаны с плоскостью, их широко используют для художественного оформления стен зданий и для постаментов памятников.
По назначению скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную. Это деление обусловлено содержанием скульптуры, особенностями выражения этого содержания, размерами произведения, его назначением.
Монументальная скульптура (памятники, статуи, рельефы) выражает большие общественные, гражданственные идеи, запечатлевает исторические события и образы исторических деятелей, передает героический пафос. Традиционный тип памятника — это одна фигура или групповая композиция, установленные на постаменте.
Новый этап в развитии монументальной скульптуры открыла эпоха Великого Октября. В начале 1918 г. В. И. Ленив выдвинул грандиозный план монументальной пропаганды. Перед монументальной скульптурой были поставлены очень важные и ответственные задачи пропаганды великих идей коммунизма. В плане монументальной пропаганды были сформулированы основные принципы советского искусства, сыгравшие важную роль в становлении творческого метода — социалистического реализма.
В советском искусстве в послевоенный период получил развитие новый тип памятника — скульптурно-архитектурный ансамбль с развернутой в пространстве композицией. Такие архитектурно-скульптурные ансамбли включают несколько монументов, развивающих одну художественную идею, и обычно посвящены историческим событиям. Так, мемориальные ансамбли в Волгограде, Ленинграде, Хатыни, Саласпилсе, Бресте призваны увековечить бессмертный подвиг советского народа в Великой Отечественной войне.
Произведения монументальной скульптуры тесно связаны с архитектурой или природой. Они рассчитаны на очень долгую жизнь, и поэтому их делают из прочных, стойких материалов: камня, бетона, металла. Так как обычно произведения монументальной скульптуры рассматривают с разных расстояний, то силуэты их должны быть обобщенных форм, ясными, четкими и выразительными.
Монументальная скульптура может выступать в синтезе с архитектурой. Это имеет большое значение для создания художественного облика города. В основе такого синтеза должно лежать единство скульптурного и архитектурного образов, родство их содержания. Классический пример идейной и художественной взаимосвязи скульптуры и архитектуры — здание Адмиралтейства в Ленинграде.
Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение.
Основной жанр станковой скульптуры — портрет. Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека. Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, бюст, голова).
Декоративная скульптура является частью архитектурного ансамбля и предназначается для художественного оформления зданий, парков, стадионов, городских улиц, площадей. Это статуи и рельефы, тесно связанные с архитектурой, но не лишенные и самостоятельного значения; статуи, являющиеся вспомогательными архитектурными элементами: кариатиды (статуи девушек, поддерживающих крыши портиков греческих храмов), атланты (в древнегреческой мифологии великаны, поддерживающие небесный свод), статуи-фонтаны и т. д. К декоративной скульптуре относится так называемая скульптура малых форм (статуэтки, медали и т. д.).
Композиция в скульптуре может быть или статичной (памятник К. А. Тимирязеву скульптора С. Д. Меркурова), или динамичной («Марсельеза», Ф. Рюда, «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной). Динамичными могут быть не только композиции, но и лицо и фигура героя, тогда они выражают большое внутреннее напряжение образа («Давид» Микеланджело).
Немалую роль в создании выразительности скульптурного образа играет цвет. Скульптор может создавать цветные произведения, учитывая естественный цвет материала (например, цветная майолика скульптора XV в. Луки делла Роббиа, выполненная в центре купола в капелле Пацци). Известны случаи создания цветных скульптур, выполненных путем сочетания различных материалов (статуя Афины скульптора Фидия). Однако, в отличие от живописи, цвет в скульптуре не основное художественное средство, он лишь помогает скульптору придать более живой характер объемному изображению.
В работе скульпторов большое значение имеют материал и техника исполнения. Один из методов создания скульптур — лепка, т. е. создание формы из мягкого материала (глины, пластилина) путем постепенного его добавления. Другой метод — ваяние, напротив, предусматривает создание нужной скульптору формы путем отделения, отсекания лишних масс от каменной глыбы или дерева. Лепка из мягкого материала обычно применяется при работе с натуры, выполнении эскизов, моделей, проектов. А затем скульптуру, сделанную из мягкого материала, переводят в гипсовую.
Для создания скульптур из металла — бронзы, чугуна, алюминия — применяется метод отливки. В современной скульптуре широко используются и новые материалы: бетон, сталь, сплавы. Разнообразные по твердости и окраске породы камня — мрамор, гранит, базальт, порфир — обрабатываются в соответствии с их свойствами. Например, в мраморе возможна более детальная проработка формы, в граните приходится допускать обобщения. Скульпторы, работающие в дереве, широко используют его богатые природные возможности, теплоту его тона, его золотисто-желтый цвет.
В выборе материала скульптор всегда руководствуется идейно-художественным
замыслом.
2i.SU ©® 2015