2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Графика

Что такое графика? Это рисунок, выполненный художником на бумаге или картоне с помощью пера, угля, карандаша, кисти, а также рисунок, воспроизведенный с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих его в большом количестве экземпляров.

Станковые рисунки и гравюры, имеющие самостоятельное значение, книжные иллюстрации и спичечные этикетки, плакаты и почтовые марки, газетные карикатуры, товарные упаковки, шрифты для книг и афиш — всё это произведения графики, без которых трудно представить себе нашу жизнь.

Слово «графика» происходит от греческого слова «графо» — «пишу, черчу, рисую», и поэтому графику первоначально рассматривали как рисунок, выполненный одной линией с помощью одной краски.

Постепенно к графике отнесли и многоцветные произведения, но обязательно созданные на бумаге, — литографии, цветные гравюры, рисунки цветными карандашами и цветными мелками (так называемая пастель) и, наконец, акварель — живопись водяными красками, в которой цвет играет главную роль (см. ст. «Живопись»).

Итак, по технике графику разделяют на рисунок и печатную графику. Наиболее древний вид графического искусства — рисунок. Его истоки можно видеть в первобытных наскальных изображениях и в античной вазописи, где основу изображения составляет линия и силуэт (см. ст. «Искусство Древней Греции»).

Черно-белый рисунок, выполненный в одном экземпляре, в европейском искусстве стал приобретать самостоятельное художественное значение только в XVIII в. До этого его рассматривали лишь как подсобный материал для создания картин, фресок, гобеленов, мозаик, гравюр. Теперь же рисунки выдающихся мастеров живописи и графики — будь то быстрые наброски, или длительные, детально проработанные рисунки, или первые эскизы будущих фресок и картин — так же высоко ценятся и бережно хранятся, как и произведения живописи и скульптуры. Так, например, в ленинградском Эрмитаже можно увидеть великолепные рисунки итальянских, французских, немецких художников прошлых времен, а в Третьяковской галерее в Москве — создания русских и советских художников. Такие рисунки являются произведениями станкбвой графики.

Печатная графика, или гравюра, более сложный вид графики по сравнению с рисунком или акварелью. Он позволяет воспроизводить, печатать рисунок в нескольких экземплярах. Художник-гравер наносит рельефный рисунок ножом, штихелем (резцом) или иглой на деревянную или металлическую доску, на камень или линолеум и затем получает с них на бумаге печатный оттиск (зеркальное изображение этого рисунка). Сами оттиски также называют гравюрами или эстампами.

Гравюра на дереве — ксилография (от греческого слова «ксило» — «дерево») — самый старинный способ гравирования. В Западной Европе ксилография зародилась в XV в., а в России она стала распространяться в XVI в. в связи с развитием книгопечатания.

Техника ее изготовления не очень сложна: на деревянную доску продольного распила, тщательно просушенную и хорошо отшлифованную, наносят рисунок карандашом. Затем каждую линию и каждое пятно обрезают с двух сторон острыми ножами, выдалбливая стамесками и удаляя все те места, которые на оттиске должны оставаться белыми. Таким образом выпуклыми остаются на доске линии самого рисунка, те штрихи и пятна, которые на оттиске должны быть черными. Такую гравюру называли и называют высокой гравюрой (или выпуклой). Окончив гравирование, на доску тампоном или валиком наносят краску и, прикрыв бумагой, придавливают прессом. На бумаге получается оттиск. С одной деревянной доски можно получить много оттисков.

История оставила нам прекрасные образцы такого вида гравюры. Великолепным гравером по дереву был, например, немецкий художник Альбрехт Дюрер (см. ст. «Искусство Германии XV — XVI вв.»).

В настоящее время для гравюры употребляется линолеум, с помощью которого можно делать гравюры очень большого размера, построенные на контрастах черного и белого, и очень обобщенных форм.

В XVIII в. английский гравер Томас Бьюик вместо досок продольного распила, которые употреблялись до тех пор, стал применять доски поперечного распила и заменил ножи специальными резцами — штихелями, т. е. теми инструментами, которые употреблялись для гравюры на металле. Такая торцовая гравюра особенно расцвела в советской графике. Лучший ее представитель — Владимир Андреевич Фаворский (см. ст. «В. А. Фаворский»).

Но есть и другой вид гравюры — это глубокая гравюра (или углубленная). Рисунок в ней процарапывается или вырезается глубокими линиями на медной доске с помощью штихелей. Затем на нее наносится краска с таким расчетом, чтобы она покрыла всю доску и плотно забилась в углубленные штрихи рисунка. Затем доска насухо протирается, и краска остается лишь в углублениях. Прижимая под сильным давлением к доске влажную бумагу, втягивающую краску, получают оттиск.

Рафаэль. Рисунок для картона к фреске «Благовещение». 1515 — 1519.

А. Дюрер. Крестьяне на рынке. 1519. Гравюра на меди.

А. П. Остроумова-Лебедева. Павловск. Вид от Константиновского дворца. 1930. Акварель. Государственный Русский музей. Ленинград.

Рембрандт. Морильщик крыс. 1632. Офорт.

В. Н. Дени. На могиле контрреволюции. 1920. Плакат.

О. Домье. Этого можно отпустить на свободу — он больше не опасен. 1834. Литография.

В. А. Фаворский. Титул книги «Роберт Берне в переводах С. Маршака». 1950. Гравюра на дереве.

Прекрасные образцы такой гравюры — работы того же Альбрехта Дюрера, и особенно непревзойденная по мастерству исполнения «Меланхолия».

Но глубокая гравюра может быть изготовлена и иным способом. Металлическую доску покрывают слоем непроницаемого для кислоты лака. По этому лаку иглой процарапывают нужный рисунок, а затем доску погружают в смесь азотной и соляной кислот. Доска протравливается только там, где лак процарапан. После травления лак смывается и с доски делают оттиск так же, как с досок, на которых рисунок вырезали штихелями. Называется такая гравюра офорт.

Офорт несколько моложе гравюры на дереве, но и ему уже 400 лет. Замечательными офортистами были голландский художник Рембрандт ван Рейн и испанский художник Франсиско Гойя (см. статьи «Голландское искусство» и «Искусство стран Западной Европы конца XVIII — первой трети XIX в.»).

Не так давно, в самом конце XVIII в., появился новый вид гравюры — литография. Это название происходит от греческого слова «литое» — «камень». На специально отшлифованном камне известковой породы (а теперь и на цинковых и алюминиевых пластинах) художник рисует жирным карандашом или жирной тушью. Затем камень протравливают раствором азотной кислоты. Места, покрытые карандашом или тушью, содержащими жир, не воспринимают кислоты. Она воздействует только на непокрытую карандашом поверхность, которая в свою очередь перестает воспринимать жир после травления. Поэтому при печатании жирная литографская краска пристает только к тем местам, на которые ранее был нанесен рисунок, и, таким образом, переносит его на оттиск. Никаких углублений или выпуклостей на поверхности камня не получается. Поэтому литографию называют плоской гравюрой.

Среди русских художников XIX в. выдающимися мастерами литографии были карикатурист А. Лебедев и талантливые рисовальщики В. Тимм и А. Орловский, оставившие нам прекрасные литографии с изображением кавалеристов, казаков на лошадях и ямщицких троек.

Величайшим мастером литографии на Западе был замечательный французский рисовальщик и живописец Домье (см. раздел «Зарубежное искусство XIX в.»), который много сотрудничал в сатирических журналах, высмеивая короля, буржуазию и чиновников. Чтобы его рисунки вовремя попадали в журнал или газету, ему нужно было спешить, и литография оказалась незаменимой для этой, всегда срочной работы.

Литография и сейчас, как и любой иной вид гравюры, наряду с рисунком, выполненным пером, кистью или карандашом, служит для создания книжных иллюстраций. Посмотрите иллюстрации советского художника Е. А. Кибрика к повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — они выполнены в литографской технике.

Надо заметить, что в наше время художник в подавляющем большинстве случаев создает иллюстрации к произведениям литературы в виде рисунков, которые затем в современных типографиях с помощью специальных приборов и машин воспроизводят для печати в книгах, журналах и газетах.

«Иллюстрация» в переводе с латинского языка означает «освещение». И всякое изображение, «освещающее», поясняющее текст, будет называться иллюстрацией.

Иллюстрация является основой книжной графики. Иллюстрация, помещенная в начале текста, в начале главы, называется заставкой, а в конце — концовкой. Иллюстрации, занимающие всю страницу, или, как говорят, всю полосу книги, называются полосными, половину страницы — полуполосными. Существуют и совсем маленькие иллюстрации, плотно окруженные текстом, — это оборонные иллюстрации.

Помещаются иллюстрации, так же как и различные орнаменты, и на переплетах (жестких крышках книги) или обложках (мягких бумажных крышках), с которых и начинается знакомство с книгой. Часто помещаются они и на том листе бумаги, который одной стороной наклеивается на внутреннюю сторону переплета и называется форзац. Часто иллюстрацию можно встретить и на титульном листе, или, сокращенно, титуле, который следует за форзацем и открывает книгу. На титуле обычно пишется фамилия автора, название книги, год и место издания.

И где бы ни помещались иллюстрации, они должны сделать книгу интереснее, доступнее и помочь читателю полнее и глубже понять ее содержание.

Прекрасные иллюстрации к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя сделал один из первых русских иллюстраторов — художник А. Агин, а на дереве награвировал их Е. Бернардский. Любителям книги хорошо известны иллюстрации графиков Б. Кустодиева, Е. Лансере, В. Фаворского, В. Лебедева, Д. Шмаринова, Н. Кузьмина, В. Горяева, В. Курдова, Д. Бисти, Кукрыниксов и многих других.

Наряду с рисованными или гравированными иллюстрациями в книгах и особенно в журналах помещаются фотоиллюстрации — черно-белые и цветные. И в наше время такие фотоиллюстрации тоже относят к области книжной графики.

Но хорошо известнр, что книга — рукописная или печатная — это текст, который передается буквами определенного рисунка, тем или иным шрифтом. И создание шрифтов для печатания книг, журналов, газет или афиш и любых этикеток — важная область графического искусства. Ведь от рисунка каждой отдельной буквы, от ее красоты и ясности зависит красота строки и всей страницы в целом. А чем красивее и гармоничнее все строки, тем легче и свободнее читается текст. Над созданием шрифтов работали многие художники, и среди них такие великие мастера, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. И в наши дни многие художники успешно работают в этой области.

Совершенно особый вид графики — плакат — возник сравнительно недавно, в конце прошлого столетия. В нашей стране существует три основных вида плаката: политический плакат, театральный, рассказывающий о новом спектакле или о новом кинофильме, и, наконец, торговый, рекламирующий новый товар или новый вид бытовых услуг.

Самый главный плакат — политический. Такой плакат агитирует, воодушевляет, призывает широкие массы к участию в выборах, к самоотверженному труду на благо Родины или мобилизует на борьбу со всем, что мешает построению коммунизма в нашей стране. Родился наш политический плакат в самые первые дни существования Советского государства. Наиболее сильными и выразительными были плакаты художника Дмитрия Моора «Ты записался добровольцем?» и «Помоги!». Плакат «Помоги!» призывал помочь голодающим крестьянам Поволжья во время сильной засухи 1921 г.

Яркими и простыми по форме были сатирические плакаты первых лет революции, печатавшиеся вручную с помощью вырезанных из картона трафаретов и выставлявшиеся в витринах. Назывались они «Окна РОСТА», и создавали их В. Маяковский и его друг художник М. Черемных.

Замечательными были и зовущие на борьбу с врагом плакаты, созданные советскими художниками Кукрыниксами («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»), В. Корецким («Воин Красной Армии, спаси!»), В. Ивановым («Пьем воду родного Днепра, будем пить из Прута, Немана и Буга!») и другими во время Великой Отечественной войны.

Плакат — самый массовый вид изобразительного искусства. И в какой бы манере он ни был исполнен, он должен быть хорошо виден на большом расстоянии и еще издалека останавливать внимание зрителя. В нем не нужны поэтому лишние подробности, идея, которую он выражает, должна быть ясной и точной, зритель, даже мельком взглянув на плакат, должен сразу понять, о чем идет речь.

Важный раздел графики — так называемая прикладная или промышленная графика. К ней относятся фабричные марки, афиши, грамоты, пригласительные билеты, театральные программы, почтовые марки, этикетки, коробки для товаров и др. Этому разделу графики уделяется сейчас большое внимание. В этой области работают серьезные и талантливые художники-дызайкеры (см. ст. «Дизайн»). Ведь все, чем мы пользуемся в повседневной жизни, должно быть красивым и удобным, должно быть своеобразным произведением искусства
 

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru