К изобразительному искусству относятся живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусства. Называются эти искусства изобразительными, потому, что художник выражает в них свои мысли и чувства через изображение человека, природы, предметов, узоров — через изображение видимого мира, и воспринимается оно зрителем при помощи зрения.
До недавнего времени живопись, графика, скульптура и архитектура нередко именовались пластическими искусствами потому, что общей основой их является пластичность, или пластика, т. е. художественная выразительность объемной формы (от греческого «пластике» — «ваяние», «скульптура»; слово «пластика» имеет сейчас и ряд других значений: это и скульптура, и ваяние, и техника скульптуры из мягких материалов, и лепка).
Действительно, форма, заключенная в рисунке,— главный элемент всех изобразительных искусств, а всего этих главных элементов три: форма, цвет и пространство.
На протяжении всей истории мирового искусства существовали и существуют различные виды изобразительного искусства. Их основные особенности всегда зависели и зависят сейчас от того, как они относятся к форме, цвету и пространству, т. е. к изображению трехмерного пространства и двухмерной — длина и ширина — плоскости произведения, где глубина передается условно теми или другими специальными приемами. Правда, в скульптуре (см. ст. «Скульптура») пространство имеет и буквальное значение, ибо скульптор обязательно должен согласовать свое произведение с особенностями площади или иного места, где оно будет стоять. И при этом он должен учитывать расстояние, с которого будет смотреть на произведение зритель. Если, например, произведение должно находиться на большом или, наоборот, на очень близком расстоянии от глаз зрителя, то зачастую приходится прибегать к совершенно особым приемам и технике исполнения, вплоть до сознательного изменения пропорций, если скульптура поднята на большую высоту.
В прикладном искусстве возникает особая задача — художественная организация пространства помещения, для которого художник создает мебель, обои и т. п. Свои требования к пониманию пространства предъявляет театр, для которого художник создает декорации.
В отличие от литературы, театра, кино, музыки, способных передавать движение и развитие действия во времени, изобразительное искусство всегда воплощает вещи в единственный момент их существования. И только через этот один-единственный миг художник должен дать почувствовать зрителю, что предшествовало и что, возможно, последует за изображенным мгновением.
Правда, в изобразительном искусстве существуют приемы передачи времени и развития действия в виде серии картин, подобных диафильмам. Так, еще в XII в. в иконописи широко применялся прием изображения жизни святого картинками — клеймами, окружающими большую центральную фигуру — «портрет героя» (см. с. 199).
Не раз художники помещали на одной картине портрет человека, увиденного с разных точек зрения. В XVII и XIX вв. не раз создавались серии гравюр, в которых развивалась одна тема, и т. д.
Изобразительное искусство, как и иные виды искусства, говорит нам о способности и потребности человека передавать в художественной, поэтической форме свое восприятие мира, свое понимание его. Возникло изобразительное искусство в глубочайшей древности. Сохранились памятники художественного творчества первобытного человека. Таковы рисунки, нанесенные цветной глиной и углем либо вырезанные на стенах пещер, где обитал первобытный человек (см. ст. «Первобытное искусство»).
Людьми создано множество великих художественных произведений, вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру. В этих произведениях наиболее сильно и ярко выражено мировоззрение той или иной эпохи, понимание людьми красоты.
Обо всем лучшем, что создало человечество в изобразительном искусстве, вам расскажут статьи книги, которую вы держите сейчас в руках.
2i.SU ©® 2015