Дорогие ребята! Наши юные друзья! У вас в руках том Детской энциклопедии «Искусство». Этот том поможет вам постичь мир прекрасного, мир, наполненный звуками, красками, неповторимой красотой линий, форм и слов, мир народной мудрости и народного мастерства, мир человеческих помыслов и чувств. Вы обогатитесь духовно, острее почувствуете красоту родной страны, ее природы и людей, грандиозность всего творимого ими на пути к коммунизму.
Но прежде чем вы узнаете о каждом виде искусства в отдельности, мы хотим поближе познакомить вас с этим, многое содержащим в себе словом — «искусство». Трагедии Эсхила и драмы Островского, поэзия Гомера и Пушкина, музыка Бетховена и Чайковского, скульптура Микеланджело и живопись Репина, архитектурные ансамбли Росси и спектакле МХАТа — все бесчисленные творения художественного гения человека объединяются в единое понятие «искусство». Что такое искусство!
Ответ на этот вопрос дает особая наука — эстетика, изучающая прекрасное в жизни и искусстве. Верное понимание искусства дает марксистско-ленинская эстетика. Человеческое сознание, учит марксизм, зародилось в труде. Труд же породил и способность человека создавать прекрасные произведения. Непреложным законом является нераздельная связь искусства с жизнью. Ведь именно окружающая жизнь — источник искусства.
Когда и как возникло искусство? Тысячи лет тому назад на земле не было многого из того, что окружает нас нынче. В диких лесах бродили небольшие группы первобытных людей. Они вели полуживотный образ жизни, собирали коренья и травы, ели мясо убитых на охоте животных. Оружием и орудием труда служил тогда острый камень. С течением времени целенаправленный труд приобретал все большее и большее значение в жизни людей. А в процессе труда у людей возникла потребность к обмену мыслями. Появляется членораздельная речь. Труд и речь окончательно отделили человека от мира животных и обусловили образование общества. Со временем люди научились специально обрабатывать необходимые для жизни предметы, придавать им определенную форму — в зависимости от назначения. Так человек впервые столкнулся с понятием формы предмета, соразмерности его частей, а в дальнейшем научился создавать такие вещи, которые могли удовлетворять возникшее у него эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного. В связи с нуждами практической деятельности человек начал также воспроизводить зрительные и словесные образы окружающего мира. Острый глаз и зрительная память первобытного художника помогали ему создавать изображения животных на стенах пещер, закрепляя в зрительных образах свое знакомство с окружающим миром. Иначе говоря, человек научился создавать предметы искусства.
Танцы, видимо, первоначально играли определенную роль в обучении подрастающего по коления. Будущий воин и охотник, подражая движениям взрослых, развивал в себе силу и ловкость. Танцы нередко сопровождались песнями. Сначала это были всего лишь отдельные выкрики, пояснявшие происходившее, но постепенно они все более усложнялись и совершенствовались.
Так с помощью рисунков, танцев первобытный человек не только передавал сородичам накопленные сведения, но и пытался объяснить окружающий его таинственный мир. Не понимая, почему и зачем возникают те или иные природные явления, человек олицетворял их в наглядных образах таинственных существ, якобы наделенных сверхъестественной силой. Постепенно складывались мифы — первые произведения устного творчества. Созданные народной фантазией, они передавались из поколения в поколение безымянными сказителями. Таким образом, искусство возникло и развивалось как особый род практической деятельности. Занятия этой деятельностью и плоды ее — произведения искусства предоставляли человеку возможность наслаждаться красотой. Развивающиеся эстетические потребности людей вызывали к жизни все новые и новые произведения искусства.
Каковы же особые средства искусства и чем отличается искусство от науки? Если вы попытаетесь сравнить хотя бы статью Большой советской энциклопедии «Днепр», которая начинается словами: «Днепр... вторая по длине и площади бассейна река в Европейской части СССР...» — с известными строками Н. В. Гоголя «Чуден Днепр при тихой погоде...» или с картиной А. И. Куинджи «Лунная ночь на Днепре», то вы легко сможете уловить разницу между впечатлением от статьи, излагающей научные факты, и впечатлением от произведений искусства. Наука отражает жизнь в объективных научных теориях, гипотезах, статистических таблицах и т. д., а искусство — в живых картинах, в художественных образах. Отражение жизни в художественных образах, т. е. эстетическое отражение действительности, — особенность, присущая всем видам искусства: художественной литературе, живописи, графике, скульптуре, архитектуре, кино, театру, музыке, прикладному искусству и т. д.
В некоторых видах искусства, например в изобразительном искусстве, кино, театре, образ произведений создается путем непосредственного изображения явлений жизни и в первую очередь человека. В других видах искусства мы не найдем наглядного образа: он возникает в нашем воображении при чтении или прослушивании произведения. Здесь слово оказывается средством обрисовки картин человеческой жизни и человеческих характеров. Однако существуют такие виды искусства (например, музыка), которые вызывают в нашем сознании не наглядные представления, а определенные чувства, размышления, настроения, переживания, подсказывающие нашему воображению те или иные образы.
Научная литература также вызывает в нашем сознании образы действительности. Но образы, созданные подробнейшим описанием городов и ландшафтов, флоры и фауны Земли, никому не придет в голову называть художественными. Не назовешь художественными и анатомические, технические рисунки в научных изданиях.
Образы искусства немыслимы без участия творческой фантазии. Разумеется, без этого невозможна и научная деятельность. Но образы искусства рождаются не простым воспроизведением того, что художник видит в жизни. Это видение жизни преломляется через его сознание, является результатом творчества. Могучая сила воображения помогла гениальным мастерам слова переработать свои жизненные впечатления и создать художественные образы Онегина, Печорина, Базарова, Гамлета, Отелло.
Красота и правда неразделимы. Художник подобен волшебнику: в его руках обыкновенный гранит оказывается средством передачи человеческих переживаний, а краски вдруг оживают на холсте то утренней зарей, то вечерней росой. Танцовщик и танцовщица умеют рассказать языком танца о тончайших движениях души. Под пером писателя обычное слово становится поэтичным и выразительным.
Но одного таланта и технического мастерства недостаточно, чтобы стать настоящим художником, чтобы создать образы, заставляющие нас любить и ненавидеть, задумываться о смысле жизни, о прошлом и будущем. Настоящий художник тот, кто умеет раскрывать в своих произведениях правду жизни, ее смысл.
Искусство — путь к познанию. Подлинные создания искусства потрясают нашу душу, вызывают слезы, восторг, негодование, оставляют глубокий след в сознании. Исчезает радость первого, непосредственного впечатления, но произведение не забывается! Благодаря ему вы узнали о тех сторонах жизни, которые, быть может, были до сих пор вам неизвестны, на многое посмотрели с иной точки зрения, иными глазами. Искусство открывает путь к знанию, оно служит средством познания жизни. Творения Гомера, Софокла, Данте, Шекспира, Пушкина, Л. Толстого, Рембрандта, Сурикова, Бетховена, Чайковского и других великих художников помогают нам познавать историю во всей ее многокрасочности и неповторимости, лучше понять, какие помыслы двигали поступками людей, чего они желали, к чему стремились. Недаром В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» Пушкина энциклопедией русской жизни, а К. Маркс говорил, что романы О. Бальзака помогли ему узнать историю Франции не в меньшей степени, чем научные исследования.
Искусство преобразует жизнь. Искусство служит могучим средством не только познания, но и преобразования жизни. В. И. Ленин писал, что «сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его». Эти ленинские слова в полной мере относятся и к искусству. Художник не только воспроизводит в своих творениях окружающую его действительность. Произведения искусства содержат и оценку тех или иных сторон жизни. А раз это так, то творцы произведений искусства активно утверждают те идеалы, которые выражают чаяния определенных общественных сил. Жизнь не стоит на месте, она неуклонно, непрестанно развивается, происходит отмирание старого, неизбежное утверждение нового. Великая сила искусства состоит в том, что художник, воспроизводя действительность, показывает тенденцию, направление ее развития. И подлинно великие творения искусства, в какую бы эпоху они ни были созданы, неизменно служат движению общества вперед.
Но и этим не исчерпывается великая роль искусства. Искусство — воспитатель нравственных идеалов. Искусство помогает людям оценить красоту жизни, своих отношений друг к другу и к обществу. Оно помогает нам понять и оценить красоту благородства, самопожертвования во имя счастья других людей, торжества справедливости и, напротив, безобразие подлости, предательства, коварства. А стало быть, искусство помогает формированию нравственных идеалов.
Оно помогает нам понять, что прекрасны не только вершины, освещенные утренней зарей, сонеты Петрарки или музыка Моцарта, но и бессмертный подвиг капитана Гастелло, направившего свой горящий самолет в скопление немецко-фашистских танков. Оценивая и утверждая прекрасное в человеческих помыслах и поступках, великие творения искусства служат формированию самой человеческой личности.
Познание жизни средствами искусства вырабатывает у человека определенное к ней отношение. Настоящий художник, творения которого близки и дороги сердцу народа, не может быть простым «делателем» образов. Через художественные образы он выражает свое отношение к миру и дает ему оценку с позиций своего идеала, т. е. представления о совершенстве жизни.
Два мира — два искусства. Искусство — явление общественное, а художник, сознает он это или нет, — представитель определенных общественных сил или классов, выразитель их идеологии. Он не может быть равнодушным наблюдателем жизни общества, борьбы классов, партий. И сейчас и прежде художники выражали в своих произведениях идеи, мысли, симпатии определенных слоев общества. В. И. Ленин указывал, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». В. И. Ленин учит тому, что в обществе, где существуют противостоящие друг другу силы — реакционные и прогрессивные, не может быть единой культуры, в равной степени служащей всем, без исключения, людям. Есть культура, выражающая интересы реакционных сил, а есть и борется с ней культура, которая служит силам прогресса.
В антагонистическом, классовом обществе между искусством и народом стоят эксплуататорские классы, обрекающие народ на темноту и невежество, использующие искусство в своекорыстных целях. В капиталистических странах всячески поощряют искусство, развращающее сознание людей. А как только искусство отходит от правды жизни, вступает в противоречие с ее развитием, оно во все большей степени утрачивает право называться искусством. Об этом наглядно свидетельствуют различные формалистические течения во всех видах искусства, поднимаемые на щит реакционными силами капиталистических стран. Антиреалистические произведения искусства, поощряемые реакционерами, стремятся внушить мысль, что человек ничтожен и слаб, что существующий мир ни понять, ни изменить невозможно. Но рядом с этим человеконенавистническим искусством в капиталистическом мире развивается демократическое искусство, утверждающее идеалы народа, отражающее возмущение угнетенных, их взгляды на мир, их борьбу за утверждение социальной справедливости.
Искусство социалистического реализма — искусство коммунистического идеала. Высокую миссию художника-гражданина, художника — борца за передовые идеи времени осуществляют деятели советского искусства.
С тех пор как существует Советское государство, у нас в самых разнообразных формах проводится в жизнь ленинское положение о том, что искусство должно принадлежать народу, должно уходить в самую толщу широких трудящихся масс. С каждым годом советское искусство делается все ярче, все сильнее и глубже входит в жизнь страны. Оно необычайно богато творческими индивидуальностями. Каждый из наших лучших мастеров неповторимо своеобразен и отличается особым видением мира. И вместе с тем мы с полным основанием объединяем их искусство общим понятием — искусство социалистического реализма, подчеркивая этим не только общность их принципа правдивости в показе действительности, но и общность их коммунистического идеала.
Социалистический реализм — это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Искусство социалистического реализма — мощное орудие идейно-политического, трудового и нравственного воспитания трудящихся.
Советские художники находятся в самой гуще событий, своевременно подмечают новые явления и процессы, оценивают и разъясняют народу их смысл с марксистско-ленинских позиций. Своим творчеством они помогают решать самые животрепещущие проблемы нашей жизни — от таких вопросов, как построение коммунизма и борьба за мир во всем мире, до вопросов, которые стоят перед советским человеком в его личной жизни.
Вот почему так высоко оценивает деятельность советских художников Коммунистическая партия Советского Союза. В Отчетном докладе ЦК КПСС XXV съезду партии было особо подчеркнуто, что «талантливое произведение литературы или искусства — это национальное достояние. Мы хорошо знаем, что художественное слово, переливы красок, выразительность камня, гармония звуков вдохновляют современников и передают потомкам память сердца и души о нашем поколении, о нашем времени, его треволнениях и свершениях».
В этой статье мы дали только общие сведения об искусстве. О каждом виде искусства, о его сущности, происхождении и истории вы узнаете из статей четырех разделов, на которые делится книга: изобразительное искусство и архитектура; музыка; театр, опера, балет, цирк; кино и телевидение. И каждый раздел тома начинается со вступительных статей, рассказывающих о выразительных средствах того или иного вида искусства, его специфике, технике, происхождении, о том, как художественные средства разных искусств помогали художникам отображать жизнь, создавать бессмертные произведения.
О роли искусства в общеисторическом процессе, о его влиянии на жизнь людей, его воспитательном и преобразующем значении вы узнаете из статей тома, рассказывающих об особенностях развития искусства в различные исторические эпохи.
После общих обзорных статей вы найдете в каждом разделе очерки, повествующие о жизни и творчестве крупнейших мастеров искусства: живописцев, музыкантов, режиссеров, актеров.
Вместить в одной книге всю историю искусства невозможно. Поэтому из колоссального материала истории искусства приходилось выбирать лишь наиболее существенные, лишь самые необходимые сведения и понятия. Более подробно узнать о жизни и творчестве художников, музыкантов, актеров вам помогут книги, указанные в рекомендательном списке «Что читать по искусству», помещенном в конце тома. В конце книги имеется также «Словарь-указатель». В нем поясняются встречающиеся в статьях термины.
2i.SU ©® 2015