Искусство
Содержание раздела
ДЕГА
Галерея Дега
- "Автопортрет", 1854-55, масло, холст; 81х64
см, Париж,музей Орсэ. Это самый большой и самый впечатляющий портрет Дега
из как минимум семнадцати, созданных им в 50-е годы. Здесь, в двадцатилетнем
возрасте, он изобразил себя скорее джентельменом-буржуа, нежели художником
- если не считать угольного карандаша в правой руке. Лейтмотив этого поясного
портрета со слегка искривленным телом восходит к автопортрету Энгра
- "Автопортрет: Дега, поднимающий шляпу",
около 1863, масло, холст, 92,5х66,5 см, Лиссабон, Музей изобразительных
искусств. Как и на самом раннем автопортрете, Дега изобразил себя не живописцем,
а просто молодым джентельменом. Эта неоконченая картина свидетельствует
о глубоком знании художником традиций венецианского Ренессанса, в особенности
Тициана, но каким современным небрежным жестом он вот-вот поднимет шляпу!
- "Анри Де Га и его племянница Лючия Де Га",
1876, масло, холст, 99,8х119,9 см, Чикаго, Художественный институт. Дега
нарисовал этот портрет своей племянницы и ее дяди в Неаполе в 1876 году,
когда девочка, которая к тому времени уже дважды осиротела, была отдана
на попечение дяди. Картина отразила один из немногих спокойных моментов
далеко не безоблачного периода в жизни девочки
- "Анри Лери в мастерской", около 1873, масло,
холст, 41х27 см; Лиссабон, Музей изобразительных искусств. Долгое время
считалось, что этот несколько таинственный портрет художника Лери в его
мастерской - автопортрет самого Дега. Позирующий смотрит на зрителя, стоя
почти в углу комнаты. В нижней части картины, почти "как живой", манекен
с вывернутыми конечностями. Картина дышит неослабевающим напряжением
- "Анри Руар перед своей фабрикой", около 1875,
масло, холст, 65,1х50,2 ; Питтсбург, Пенсильвания, Музей искусств Карнеги.
Формат этого портрета с изображением верхней части тела позирующего в профиль
основывается на хорошо знакомом художнику итальянском приеме пятнадцатого
века. Сильное и выразительное лицо Руара, друга Дега, помещено справа от
центра, в то время как железнодорожные пути головокружительно сходятся
в одной точке за его спиной
- "Арлекин и Коломбина", около1886, пастель,
бумага, 41х41 см, Вена, Музей истории искусств. Эта сцена ассоциируется
со своеобразным балетом ("Близнецы-братья из Бергамо"), фарсом в традициях
итальянского комедийного искусства, которое интересовало художника. Арлекин
с палкой за спиной выглядит как агрессивный поклонник своей возлюбленой
Коломбины
- "Ашиль Де Га в форме кадета", 1857-59, масло,
холст, 64,5х51 см, Вашингтон, Национальная галерея искусств, коллекция
Честера Дейла. Младший брат художника был нарисован в этой импозантной
форме гардемарина, будучи курсантом военно-морского училища. Обладавший
неуправляемыцм и импульсивным характером, он уволился с флотской службы
и совместно с братом Рене основал в Новом Орлеане фирму по торговле хлопком
"Братья Де Га"
- "Балерина и женщина с зонтом на скамейке",
Около 1882; пастель, бумага; 48,2 х 61 см. Малибу, Калифорния, Музей Пола
Гетти (на равных правах с Музеем Нортона Саймона, Пасадена, Калифорния).
Главный персонаж пастели - молодая танцовщица из провинции, которая вместе
с матерью ожидает вызова на просмотр. Женщина постарше - прямая противоположность
молодой, которая растирает больную лодыжку. Обе фигуры в своем одиночестве
анонимны
- "Балерина с букетом цветов", около 1877,
пастель, гуашь, бумага, 72х77,5 см, Париж, Музей Орсэ. Дега предпочитал
изображать репетиции или конец спектаклей как на этой картине, чем балетные
представления как таковые. Прима-балерина с букетом цветов, полученным
от одного из ее почитателей, раскланивается перед зрителями. Ее улыбка
в освещении огней рампы снизу кажется застывшей
- "Балерина, поднимающаяся по лестнице", 1886-1890;
масло, холст; 39 х 89,5 см. Париж, Музей Орсэ. Строгая рабочая атмосфера
балетной школы еще больше подчеркивается полным, отсутствием. архитектурных
деталей и четким горизонтальным построением картины. Танцовщицы, поправляющие
костюмы или делающие наклоны, готовятся к репетиции. Зал, очевидно, находится
в Парижской Опере
- "Балет из "Роберта-дьявола", 1876, масло,
холст, 75х81 см, Лондон, Музей Виктории и Альберта. Знаменитый баритон
Жан-Батист Фаре, главный покровитель Дега в начале его творчества, заказал
эту работу наряду с другими. На картине изображена сцена балета из оперы
"Роберт-дьявол" Джакомо Мейербера, друга Фаре, где демонические монахи
исполняют танец духов. Шутовской характер танца хорошо передан краской,
положенной мазками и светлыми тонами
- "Ванна (женщина, купающаяся в неглубокой
ванне)", 1886; пастель, бумага; 60 х 83 см. Париж, Музей Орсэ. Представленная
на выставке импрессионистов в 1886 году, эта картина с изображением обнаженной
женщины, купающейся при неясном свете, была особенно хорошо воспринята
критикой. Один из них сравнил ее с прекрасной готической статуей. На комоде
аккуратно разложены предметы туалета, позволяющие зрителю предугадать,
что произойдет дальше
- "Ванна", Около 1895; масло, холст; 81,3
х 117,5 см. Питтсбург, Пенсильвания, Музей искусств Карнеги. Женщина готова
вступить в ванну, стоящую позади неубранной постели. Оранжевого цвета ткань
контрастирует со спокойным голубым, тоном обоев, в то время как белизна
постели успокаивает глаз. Композиция разделена на две почти равные части
занавесом, висящим около кровати
- "Веер: балет", 1879, акварель, серебрянная
и золотая краска, шелк; 19,1х57,9 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей, Коллекция
Хейвмейера. Несколько танцовщиц расположились в свободных позах в центре
почти пустой сцены. Всего Дега создал двадцать пять вееров, это потребовало
значительных усилий в том, что касалось техники. Этот веер когда-то принадлежал
дружившей с Дега художнице Мэри Кэссет, чей портрет он тоже нарисовал
- "Выезд из паддока", около1866-68, карандаш
и акварель, бумага, 10х16 см, Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Жокеи
со своими лошадьми покидают паддок, готовясь к скачкам. Одного из них,
в центре, сопровождает служитель, в то время как несколько зевак не обращают
на них никакого внимания. Они ждут начала скачек. Вероятно этот эскиз был
предназначен для более крупного полотна, выполненного маслом, хотя Дега
никогда не использовал этот фрагмент в дальнейшем
- "Гладильщица", начата в 1876, окончена в
1887, масло, холст, 81,3х66 см, Вашингтон, Национальная галерея искусств,
Собрание мистера и миссис Пол Меллон. Женщина гладит мужскую рубашку. Ее
фигура очерчена в профиль на фоне света, падающего в комнату из окон. Дополнительное
освещение исходит от белого рабочего стола и белья. На женщине блузка в
горошек и розовато-лиловый фартук. Под потолком сушится разноцветная одежда
- "Гладильщица", около 1892-95, масло, холст;
80х63,5 см. Ливерпуль, Художественная галерея Уокер. И масштаб, и пространство
значительно сокращены по сравнению с вариантом, эскпонируемым в Вашингтоне,
округ Колумбия, хотя обе картины написаны на холсте одного размера. Эта
фигура покрепче и более независимая, здесь нет отвлекающих деталей. Энергичная
свобода движений и изумрудно-зеленый блеск красок ткани, наложенных густым
слоем, требует внимания обоих: зрителя и женщины
- "Гладильщицы (Прачки)", около 1884-86, масло,
холст, 76х81 см, Париж, Музей Орсэ. Жест гладильщицы, зевающей с бутылкой
вина в руке от своей скучной и безрадостной работы, является поразительной
чертой данного полотна. Выполненная на грубом холсте, что является уникальным
случаем для художника, картина позволяет добиться такого эффекта, как если
бы это была пастель
- "Гладильщицы (Прачки)", фрагмент, около
1884-86. Париж, музей Орсэ. Эта фигура стала почти иконой женщины-труженицы
начала века. С бутылкой вина в руке она зевает от своей скучной, однообразной
работы
- "Голубые танцовщицы", Около 1893; масло,
холст; 85 х 75,5 см. Париж, Музей Орсэ. Интенсивный превалирующий синий
цвет и сходное ритмическое положение рук позволяют соотнести эту картину
с постелями, находящимися в Музее изобразительных искусств в Москве. Эта
картина более абстрактна. Принципиальное значение здесь имеют цвет, форма,
поверхность и размеры
- "Две балерины на сцене", 1874, масло, холст,
61,5х46 см. Лондон, Галерея Кортольдского института. На сцене только две
балерины. Сзади них сценические декорации, изображающие листву. Неясно,
стоит ли воспринимать эту сцену как представление или как репетицию. Картина
была приобретена английским коллекционером сразу же после первого показа
в Лондоне в 1874 году
- "Две купальщицы на траве", Около 1896;
пастель, бумага; 70 х 70 см. Париж, Музей Орсэ. Две женщины отдыхают на
траве Одна, кажется, спит, другая рассматривает правую ногу. Замысел художника
предвосхищает работы Матисса. Окружающая обстановке для такой сцены совершенно
необычна в творчестве Дега; однако это не относится к его увлечению и широкому
использованию пастели
- "Джентельмены на скачках: перед стартом",
1862, переделана около 1882,, масло, холст, 48х61 см, Париж, Музей Орсэ.
Когда Дега начал писать "Скачки", английские художники и английские писатели
считались ведущими в изображении этих тем. На переднем плане застывшие
на лошадях жокеи, толпа написана на заднем плане расплывчато, а где-то
вдали над фабрикой стоит столб дыма
- "Диего Мартелли", 1879, масло, холст, 110х100
см, Эдинбург, Шотландская национальная галерея. Писатель и художественный
критик из Флоренции Мартелли был главным пропагандистом итальянского импрессионистского
движения "маккьяйоли". Во время одного из своих визитов в Париж он познакомился
с Дега. Мартелли изображен под непривычно высоким углом зрения. Получился
резкий ракурс вида
- "Женщина в ванне", Около 1883; пастель,
бумага; 70 х 70 см. Лондон, галерея "Тейт". В многих картинах с купальщицами
Дега изображал одну и ту же ванну, которая находилась в его студии. Отношение
Дега к собственному телу и к телам своих натурщиц было естественным и уж,
конечно, не сентиментальным
- "Женщина за туалетом", Около 1889; пастель,
бумага; 56 х 59 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Экспрессивная власть цвета
уступила здесь силе ярко выраженной графики. Предметы. на картине не тщательно
выписаны, а даны лишь намеком. Зритель смотрит на модель как на фотографию.
Напряженность и сложность изображаемой сцены объясняется позицией, выбранной
Дега при написании картины
- "Женщина за туалетом", Около 1894; пастель,
бумага; 95,6 х 109,9 см. Лондон, галерея "Тейт". Удобно расположившись
перед туалетным столиком, женщина расчесывает свои длинные волосы. Ее голова
наклонена набок, а обе руки подняты на уровне плеч. Ее пеньюар такого же
зеленовато-желтого цвета, как и стена позади, поэтому они и сливаются.
Справа служанка подходит с чашкой утреннего кофе
- "Женщина с вазой цветов", 1865, масло, холст,
73,7х92,7 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. На картине изображена, вероятно,
жена друга Дега Поля Вальпинсона. Ее портрет, а также великолепно подобранные
и сложенные в букет осенние цветы (астры, георгины и др.) - необыкновенная
симфония коричневого, пурпурного и белого цветов. За небрежностью, с которой
женщина позирует, скрывается тщательно продуманная гармоничная композиция
картины
- "Женщина с китайской вазой", 1872, масло,
холст, 65х34 см, Париж, Музей Орсэ. Нарисованная вскоре после приезда художника
в Новый Орлеан, эта женщина могла быть Дезире Мюссон, старшей сестрой жены
Рене Де Га Эстеллы. Экзотический цветок придает большую выразительность
лицу, освещенному справа резким цветом, в то время как вся другая сторона
находится в тени. Спокойное, задумчивое выражение лица контрастирует с
довольно грубой трактовкой поверхности
- "Женщина с полевым биноклем", около 1875-76,
масло на картоне, 48х32 см, Дрезден, Государственная художественная коллекция.
В этом ироническом образе обычные отношения между зрителем и изображением
на картине поменялись ролями. Вероятно эта фигура никогда не была включена
ни в одно полотно на темы скачек из-зи своей обычности. Дега подарил эту
картину своему другу художнику Джеймсу Тиссо
- "Женщина, вытирающая руки", 1884; пастель,
бумага; 58 х 64 см. Сан-Паулу, Музей искусств. Сидя на диване, на котором,
лежит либо пеньюар, либо полотенце, женщина вытирает руки после ванны.
Ее поза неудобна и неуклюжа, но тело занимает большое пространство. Пол
с его красными, голубыми и коричнево-желтыми пастельными штрихами представляет
собой самую яркую часть этого полотна
- "Женщина, вытирающая свою ногу, вид спереди",
1886; пастель, бумага; 72 х 49 см. Рим, Национальная галерея современного
искусства. На теле купальщицы отчетливо видны энергичные штрихи пастелью,
по ним можно судить об эмоциональном состоянии художника во время работы.
Голова купальщицы едва обозначена, но тем не менее выразительна. Движения
тела купальщицы прекрасно сбалансированы, что придает образу почти классическое
очарование
- "Женщина, которой расчесывают волосы (Прическа)",Около
1896; масло, холст; 124 х 150 см. Лондон, Национальная галерея искусств.
Яркий красный цвет этого полотна заинтриговал художника Анри Матисса, который
владел им в течение нескольких лет. Дега сам понимал, какой трудной и сложной
была работа, и предвидел, что она не найдет своего покупателя. Однако сегодня
эта картина особенно привлекательна именно благодаря высокому уровню абстракции
и чувственной трактовке поверхности
- "Женщина, которой расчесывают волосы",
Около 1886-1888; пастель, бледно-зеленая бумага; 74 х 60,6 см. Нью-Йорк,
Метрополитен-музей. Эта работа является самой совершенной и законченной
среди всех других картин обнаженных, созданных художником в середине 1880
годов. Обозначив формы черным углем и мелом, Дега наполнил композицию преимущественно
золотым, белым и розовым цветами. Пропорции обнаженной фигуры великолепны,
а техника исполнения совершенна
- "Женщина, моющаяся в ванне", Около 1895;
пастель, черный уголь бумага; 31,8 х 47,4 cм Париж, Музей Орсэ. Этот скетч
изображает женщину, сидящую на краю ванны и губкой моющую шею. Чувство
пространства создается за счет расположенной под углом ванны. Наиболее
тщательно выписанной частью этой работы является тело женщины, в то время
как большая часть картины остается пустой
- "Женщина, расчесывающая волосы", Около
1890-1892; пастель, бумага; 82 х 57 см. Париж, Музей Орсэ. Дега создал
образ, который, кажется, основан на звуке. Купальщица расчесывает свои
волосы, как будто играет на музыкальном инструменте, например, на виолончели.
Она наклонила свою голову набок, как бы прислушиваясь. Обнаженность ее
тела частично скрыта волосами, но этот образ так же строг, как классическая
греческая скульптура
- "Женщина, расчесывающая волосы", Около
1897; пастель, черный уголь, картон; 70,5 х 70,5 см. Цюрих, Кунстхауз.
Женский ритуал расчесывания волос давно привлекал Дега, который изображал
его по-разному в своих работах. Вплоть до самого конца своей карьеры художника
в 1912 году.он неуклонно стремился по-своему изображать "реальность" жизни
- "Женщины на террасе в кафе вечером", 1877,
пастель, бумага, 41х60 см, Париж, Музей Орсэ. Этой картиной Дега привлекает
внимание к поведению людей, которых он приметил на улицах Парижа. Тема
картины, изображающей несколько проституток, болтающих в кафе на бульваре,
вызвала сенсацию, когда полотно было выставлено на третьей выставке импрессионистов
в 1877 году. Некоторые усмотрели в этой работе Дега беспощадную критику
буржуазного общества и обвинили его в цинизме
- "Жинто, Лене и Лен", 1871, масло, холст,
38х46 см, Париж, Музей Орсэ. Дега и трое позирующих были добровольцами
в Национальной гвардии и активно участвовали в обороне Парижа во время
франко-прусской войны 1870-71 гг. Сосредотачивая внимание на выражениях
лиц своих друзей, Дега намеренно пренебрегает деталями обстановки, скорее
всего ресторана
- "Заартачившаяся лошадь (неверное название
"Лошадь, преодолевающая препятствия")", 1888-90, бронза, высота 31 см,
Лондон, галерея "Тейт". Дега давно интересовался лошадьми и сценами на
скачках. Под влиянием своего друга Жозефа Кувелье - скульптора-анималиста,
а также фотографий лошадей Эдварда Мейбриджа Дега начал делать маленькие
скульптуры лошадей в движении. Эти работы отличаются высоким художественным
качеством и богатой текстурированной поверхностью
- "Завтрак после ванны", Около 1895; пастель,
кисть, бумага; 121 х 92 см. Париж, частная коллекция. Богатая цветовая
насыщенность этой картины получилась в результате наложения многих слоев
пастели. Изогнутая линия спины купальщицы подчеркивает энергичность ее
движений, в то время как спокойная поза служанки, несущей чашку кофе, еще
больше усиливает это впечатление
- "Завтрак после ванны", Фрагмент; около
1895. Париж, частная коллекция. Тело этой купальщицы, которая только что
вышла из ванны, написано энергичными пастельными штрихами. Это подчеркивает
красоту и силу женского тела. Движения ее поднятых рук полны энергии и
бодрости
- "Звезда", фрагмент, 1876-77, Париж, музей
Орсэ. Это движение и жест балерины, полные грации и изящества, передают
не только искусство ее исполнения, но и мастерство художника, сумевшего
отобразить такой прекрасный момент
- "Звезда",1876-1877; пастель, линотипия;
58 х 42 см. Париж, Музей Орсэ. Из ложи у сцены виден этот логический момент
сольного выступления звезды балета. Пустое пространство вокруг нее выделяет
ее среди других танцовщиц, за кулисами ожидающих своего выхода на сцену.
Мужская фигура в смокинге представляет типичный образ "покровителя". Его
лицо не видно за декорациями, для зрителя он остается анонимным
- "Зеленая танцовщица (Танцовщицы на сцене)",
Около 1880; пастель, гуашь, бумага; 66 х 35 см. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемиза.
Из ложи видна танцовщица в зеленом, исполняющая арабеск, за ней видны другие
танцовщицы. Танцующие балерины двигаются по диагонали, но изображение сбалансировано
группой танцовщиц в оранжевых костюмах в глубине сцены, ожидающих сигнала
к выходу на сцену
- "Интерьер конторы в Новом Орлеане", фрагмент,
1873, По, Музей изящных искусств. Хлопок - всюду и везде, такое впецатление
сложилось у Дега в Новом Орлеане, но именно мягкое, пушистое свойство хлопка
привлекло его как художника
- "Интерьер, или Изнасилованная", около 1868-69,
масло, холст, 81х116 см, Филадельфия, Музей искусств, собрание Генри П.
Маклхенни, в память Френсиз П. Маклхенни. Это самая загадочная и двусмысленная
картина Дега. Ее второе название "Изнасилованная" появилось позже, так
как сам художник считал ее жанровой сценой. Возможно, основанная на романе
Золя, эта картина является выразительным символом потерянной девственности,
а раскрытая шкатулка с ее розовой обивкой - красноречивым атрибутом. Световой
эффект, достигаемый лампой, расположенной в центре, является мастерским
завершением картины
- "Интерьер, или Изнасилованная", фрагмент,
1868-69, Филадельфия, Музей искусств, собрание Генри П. Маклхенни, в память
Френсиз П. Маклхенни. Натюрморт со шкатулкой для рукоделия под лампой,
которая мягко освещает стол и комнату, написан очень тщательно. Редко в
дальнейшем удавалось Дега достичь такого же эффекта
- "Испанская танцовщица", 1895-1910, бронза,
высота 44 см. Париж, музей Орсэ. Идеальный образ танцовщицы, пожалуй, самая
известная скульптура Дега. Движения ног и рук удивительно гармоничны
- "Карета на скачках", 1869, масло, холст,
36,5х55,9 см, Фонд приобретений, с разрешения Музея изящных искусств, Бостон.
Семья в карете - друзья Дега Вальпинсоны. Во время посещения их поместья
в Нормандии Дега с друзьями отправился на скачки в Аржентан, который находился
неподалеку. Внимание сфокусировано на младенце, спящем на коленях у матери
под зонтом
- "Карета на скачках", фрагмент, 1869, с разрешения
Музея изящных искусств, Бостон. Семья Вальпинсон была ближайшими друзьями
Дега. Когда он навестил их в загородном поместье в Нормандии летом 1869
года, то изобразил на полотне эту семейную идиллию - они окружили новорожденного
сына Генри
- "Коллекционер гравюр", 1866, масло, холст,
53х40 см, Нью-Йорк, Метрополитен-музей. Неуемный, страстный коллекционер,
наклонившийся над папкой с нравюрами, - к такому роду ценителей искусства
вскоре суждено было присоединиться и самому Дега. Острые черты лица позирующего,
пронизывающие глаза, хищный нос делают его похожим на одного из тех чудных
фанатиков, которых описывал Бальзак
- "Концерт в кафе "Амбассадор", 1875-77, пастель,
37х27 см, Лион, Музей изящных искусств. Кафе "Амбассадор" было популярным
клубом и местом встреч художников и писателей. Необычные световые эффекты
и яркие краски характерны для этой картины. Иллюзию глубины создают огни
сцены, расположенные в одну линию сзади исполнительницы, которая жестом
вытянутой руки привлекает внимание зрителей
- "Ласточка", 1885-1890; бронза; высота 40
см. Лондон, галерея ''Тейт". Эта поза танцовщицы, наклонившейся вперед,
известна как "ласточка". Грация и отличное равновесие показывают, что художник
хорошо разбирался в классическом балете. Другие скульптуры показывают танцовщиц
в иных позах
- "Лоренсо Паганс и Огюст Де Га (Гитарист)",
1871-72, масло, холст, 54х40 см. Париж, музей Орсэ. Художник особо уважительно
относился к этой картине, на которой запечатлены музыкант Паганс и отец
Дега Огюст. Уроженец Испании Паганс в основном исполнял популярные испанские
мелодии и несколько раз приглашался на музыкальные вечера, которые Огюст
устраивал в своем доме. Дега-старший был страстным поклонником музыкального
искусства и, по словам очевидцев, сидел, упиваясь музыкой, в то время как
сын рисовал его
- "Любители абсента", 1875-76, масло, холст,
92х68 см, Париж, Музей Орсэ. В дневнике художника даны имена натурщиков
- Хелен Андрэ и художника-офортиста Марселена Дебуте, одного из друзей
Дега. Эти образы передают страдания и депрессию людей, предающихся пьянству.
Она была подвергнута критике из-зи "очень отвратительной новизны содержания"
при первом ее показе в Брайтоне в 1876 году
- "Любители абсента", фрагмент, 1875-76, Париж,
музей Орсэ. Хотя Дега попросил одну из своих натурщиц, Элен Андре, позировать
для этой фигуры, он достиг такой степени "реализма", что перед нами предстал
разительно экспрессивный образ человеческого страдания
- "Магазин дамских шляпок", около 1882-86,
масло, холст, 100х110,7 см, Чикаго, Институт искусств. Похоже, что молодая
женщина в этом шляпном магазине на самом деле продавщица, а не покупательница,
выбирающая себе шляпку. Композиция развивается вокруг локтя женщины, который
она поставила на край стола, где выставлены шляпы. Художник находился выше,
откуда и писал картину
- "Маленькая четырнадцатилетияя танцовщица",
1880-1881; бронза, муслиновая юбка, атласная лента; высота 98,4 см. Лондон,
галерея "Тент". Эта известная работа, изготовленная в нескольких отлитых
копиях, изображает молодую бельгийскую балерину Мари фон Гете, которая
в то время была ученицей в Опере. Естественное чувство, вызываемое позой
девочки, усиливается при виде настоящего платья и атласной ленты. Это была
единственная скульптура, которая выставлялась при жизни художника
- "Мари Дио за фортепиано", около1869-72,
масло, холст, 39х32 см. Париж, Музей Орсэ. Позировавшая была сестрой фаготиста
парижской оперы, которого Дега изобразил в "Оркестре Оперы". Мари Дио,
выдающаяся пианистка и певица, большей частью жила в Лилле, но часто навещала
брата в Париже. Дега посетил вместе с отцом несколько ее концертов
- "Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, пастель,
бумага, 61х47,7 см, Лондон, галерея "Тейт". Акробатку, держащуюся зубами
за веревку, поднимают к самому потолку цирка. Дега сам видел такую сцену
во время посещения популярного цирка Фернандо на Монмартре, где акробатка
Лала, негритянка или мулатка, выступает со своим номером. Композиция построена
вокруг сжатого вращающегося тела
- "Музыканты оркестра", около 1870-71, переработанная
1874-76, масло, холст, 69х49 см, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный
институт. Подобно художнику, зритель сидит в первом ряду. В результате
чего картине недостает традиционной панорамной перспективы. Сопоставление
двух миров искусства - танца и музыки - подчеркивается и различной техникой:
темные тона и гладкая ровная поверхность при изображении музыкантов, а
для танцовщиц - легкие светлые оттенки и быстрые мазки кистью
- "Мэри Кэссет", около 1884, масло, холст,
71,5х58,7 см, Вашингтон, Национальная портретная галерея, Смитсоновский
институт. Американской художнице Мэри Кэссет этот портрет, вероятно, достался
в подарок от Дега, который, в свою очередь, получил одну из ее картин.
Много лет спустя Кэссет выразила свою нелюбовь к этому портрету, возможно,
оттого, что на нем она держит в руках игральные карты как гадалка
- "На бирже", около 1878-79, масло, холст,
100х82 см, Париж, Музей Орсэ, Картина написана по заказу преуспевающего
финансиста Эрнеста Мэя, который изображен на Парижской бирже. Он читает
документ, который держит перед ним сотрудник или секретарь. На первый взгляд
картина по композиции несколько хаотична, однако на самом деле она построена
на архитектурных элементах, видных вдали
- "Оркестр Оперы", Около 1870; масло, холст;
56,5 х 46,2 см. Париж, Музей Орсэ. Лица музыкантов выражают самые разные
чувства, пока танцовщицы выступают на сцене. Бывший владелец этой картины
гобоист Дихо выделяется в центре. Он играет на своем инструменте. Другие
музыканты и друзья художника также узнаваемы. В ложе около сцены изображен
композитор Эммануэлъ Шабриер, который был написан позже
- "Певица в зеленом", Около 1884; пастель
на светло-голубой бумаге; 60,3 х 46,3 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
"Худая и с движениями маленькой обезьянки, она только что пропела свои
скабрезные песенки и этим жестом, скрывающим за улыбкой просьбу, приглашает
зрителей аплодировать". Таким образом эта картина была описана при ее продаже
в 1898 году. Яркие желтые, бирюзовые и оранжевые тона говорят о дешевых
костюмах сцен в кафешантанах
- "Певица кафе (Певица в зеленом)", фрагмент,
около 1884, Нью-Йорк, Метрополитен-музей. Внимательно глядя на этот портрет
певицы кафе, нетрудно заметить штрихи пастелью и слои пигмента на бумаге.
Эта техника способствовала и позволяла переписывать картину, добиваясь
близкого сходства с оригиналом
- "Педикюр", 1873, эссенция на бумаге, наклееной
на холст; 61х46 см. Париж, музей Орсэ. Это будничная тема о мастере по
педикюру, пользующем маленькую девочку, - возможно, Джо Бельфур, падчерицу
Рене Де Га, - выполнена с большим вкусом. Художник обратился к своей особой
технике живописи, употребляя эссенцию, а не масло, отсюда такие мягкие,
матовые тона
- "Песня собаки", Около 1876-1877; гуашь,
пастель, монотипия, бумага; 57,5 х 45,4 см. Частное собрание. Певицей этого
кафешантана была известная Тереза (Эмма Валадон), которая в свое время
считалась звездой. Дега называл ее голос "самым естественным, самым деликатным,
и самым вибрирующим нежным" инструментом
- "Песня собаки", фрагмент, около 1876-77,
Частное собрание. Голова знаменитой певицы из кафе Терезы, несколько увеличенных
размеров, кажется написанной в соответствии с современными изображениями
обезьян, иллюстрирующими публикации Дарвина. Однако Дега никогда не изменяло
чувство глубокого гуманизма и любви к людям
- "Портрет Виктории Дюбур", 1868-69, масло,
холст, 81,3х64,8 см, Толедо, Художественный музей. Виктория Дюбур была
довольно известной художницей, писавшей натюрморты. Дега уделил особое
внимание умнаму лицу женщины и рукам, сложенным на коленях, имея в виду
ее профессию живописца. Считалось, что пустой стул слева предназначался
для ее жениха, а позже мужа, выдающегося художника Анри Фантен-Латура
- "Портрет Гилера Де Га", 1857, масло, холст,
53х41 см. Париж, музей Орсэ. Гилер Де Га был дедом художника и жил недалеко
от Неаполя. Эдгар написал этот внушительный портрет во время своего пребывания
в Италии, когда позировавшему было восемдесят семь лет. Теплый свет и достоинство,
присущее пожилому человеку, свидетельствуют о привязанности внука к деду
и восхищении им, что подтверждается и семейной перепиской
- "Портрет госпожи Жинто в зеркале", 1875,
масло, холст, 70х84 см; Париж, музей Орсэ. Жену одного из друзей Дега,
госпожу Жинто, мы видим в профиль и анфас благодаря зеркалу - прием, используемый
художниками со времен Ренессанса для построения сложного пространственного
изображения. Декоративная шлпка позирующей и ее изящная поза как будто
предвещают появление полотна "Магазин дамских шляпок", написанного двумя
годами позже
- "Портрет Жозефины Голен", 1867, масло, холст,
61,2х45,7 см. Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Жозефина Голен, балерина,
заказавшая портрет, отвергла его, заявив, что художник был к ней несправедлив.
Одетая в платье черного цвета, который контрастирует с более живым багровым
и желтым вокруг нее, печально задумавшись, грустными глазами смотрит она
прямо из картины
- "Портрет Леона Бонна", 1862, масло, холст,
43х36 см, Байонн, Музей Бонна. Во время своего пребывания в Риме Дега регулярно
навещал художника Леона Бонна, который провел там два года (1858-60) благодаря
родному городу Байонн, удостоившему его поощрительной стипендии. Дега вручил
позировавшему полотно уже тогда, когда отношения между ними давно охладели
и дружба расстроилась из-за потери взимопонимания
- "После ванны", 1903; пастель, бумага; 61
х 51 см. Сан-Паулу, Музей искусств. Это одна из последних картин Дега,
когда его зрение сильно ухудшилось. Однако он все еще активно работал,
создавая полотна, насыщенные светом и полные очарования. Здесь купальщица
показана после ванны, поглощенная собой и совершенно не обращающая внимания
на зрителя
- "После ванны, женщина на коленях, вытирающая
левый локоть", Около 1895; пастель, бумага; 70 х 70 см. Париж, Музей Орсэ.
После ванны на полу на полотенце сидит женщина, вытирая левый локоть. Справа
на желтом кресле лежит белое полотенце или платье. Голубоватая штора в
глубине и пара лиловых домашних тапочек позади фигуры как бы выдвигают
ее на первый план. Сильные, энергичные штрихи пастели создают эффект света
и тени на теле женщины
- "После ванны, женщина, вытирающая шею",
Около 1895; пастель, бумага; 62,2 х 65 см. Париж, Музей Орсэ. Сразу после
ванны, женщина вытирает волосы и шею. Она все еще сидит на краю ванны,
из которой только что вышла. Ряд разноцветных вертикальных полотен оживляет
задний план, где можно увидеть кресло и на нем оранжевое платье
- "После ванны: женщина, вытирающая ноги",
Около 1885-1886; пастель, бумага; 54,3 х 52,4 см. Париж, Музей Орсэ. Согнувшись,
женщина наклонилась, чтобы вытереть ноги. Ее туловище прижато к ногам,
округлые формы, очень выразительны, хотя и не вызывают чувственных эмоций.
Дега всегда оставался верным своим натурщикам, и поэтому его по праву можно
считать реалистом
- "После ванны: женщина, расчесывающая волосы",
Около 1885; пастель, бумага; 53 х 52 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Зритель
видит женщину, сидящую на полу и осторожно расчесывающую волосы. Четкие
контуры и элегантные линии свидетельствуют о верности манере Энгра. Узкое
пространство этой сцены кажется шире благодаря той позиции, откуда художник
писал картину
перейти к началу страницы