2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЕГА

ГЛАВА 4.
КУПАЛЬЩИЦЫ

К середине 1880 годов в творчестве Дега наметился заметный перелом. Его композиции становятся проще, пространство не такое глубокое, точка обзора на уровне глаз, внимание сосредоточено на одной фигуре или нескольких. Дега вернулся к своему раннему подходу в изображении форм человеческого тела, от которого он отошел с 1860 года, когда копировал итальянских мастеров. Юмор и анекдотичность отсутствуют на этих картинах. Похоже, что Дега прошел через процесс очищения, пережил катарсис, который и привел его к новому стилю.

Новое открытие рисунка

Это становится очевидным при взгляде на серию пастелей с изображением обнаженных, где только одна или две фигуры. На самом же деле эти композиции таковы, что здесь больше нечего изображать. Цвета более приглушенные, а техника стала проще и откровеннее. Многие работы почти монохроматичны. Следовательно, Дега вновь вернулся к рисунку, как в своих первых юношеских работах. Вероятно, такое решение было принято под влиянием работ Моне, Ренуара и Камиля Писсарро, которые Дега отвергал. Вместо этого он разработал свой новый синтетический классицизм, основанный на линиях, использовав при этом опыт этих художников. Мане был единственным художником, с кем Дега поддерживал отношения, хотя и соревнуясь с ним. Со смертью Мане в 1883 году закончилось это тайное соперничество. Когда Дега наконец-то увидел обнаженных Мане, которых не видел ранее, он, вероятно, почувствовал, что может вернуть себе утраченное поле деятельности. Критик Густав Жефрой писал в 1894 году, сравнивая обнаженных Дега и других французских художников (в том числе и "Олимпию" Мане): "У Дега другое представление, другое стремление к точности передачи природы. Там (в картинах Дега), несомненно, изображена женщина, но определенный тип женщины, без всяких эмоций на лице и в глазах, без какой-либо одежды. Но все-таки это была женщина, изображение которой ограничивалось лишь ее телом. Она преподносилась как существо женского рода так, будто эти рисунки предназначались для учебника по зоологии, но оказались при этом превосходного качества". Действительно, есть что-то от животных в этих обнаженных, провоцирующих фигурах. Или что-то безусловно естественное от природы в самом строгом смысле этого слова.

  • Завтрак после ванны
    Фрагмент; около 1895. Париж, частная коллекция. Тело этой купальщицы, которая только что вышла из ванны, написано энергичными пастелънъши штрихами. Это подчеркивает красоту и силу женского тела. Движения ее поднятых рук полны энергии и бодрости.
  • После ванны
    1903; пастель, бумага; 61 х 51 см. Сан-Паулу, Музей искусств. Это одна из последних картин Дега, когда его зрение сильно ухудшилось. Однако он все еще активно работал, создавая полотна, насыщенные светолл и полные очарования. Здесь купальщица показана после ванны, поглощенная собой и совершенно не обращающая вниллания на зрителя.

Такая двойственность достигнута в синтезированном рисунке, возникшем в результате многочисленных эскизов. Глядя на эти фигуры, даже не возникает и мысли, что натурщицы позировали перед художником долгие часы. Обнаженные женщины показаны в самых естественных, почти первобытных формах своего существования, увиденных не через замочную скважину, а демонстрирующих себя без всяких предубеждений. Выразительные контуры обнаженных тел произвели впечатление не только на критиков, но также и на молодых художников, таких как Гоген, которого восхищали форма, линия, цвет и чувства. С помощью пастели Дега удалось выразить цвет в линейной манере и таким образом наполнить рисунок колоритом.

Цвет и воображение

В его поздних работах, в 1890-х годах, опять начал появляться цвет, которому он придавал такое же значение, как и линиям, и использовал в свойственной художнику независимой манере. Своеобразная, даже антинатуралистическая палитра и яркая, абстрактная линия в конце десятилетия приблизили его к символизму. В то же самое время в его работах все сильнее стало проявляться воображение. Действительно, Дега часто говорил молодым художникам, что рисование по памяти освобождает фантазию от тирании природы. Пространство и окружение его купальщиц позднего периода часто искусственно и выглядит театральным, линия рисунка резкая, а цвета очень яркие и даже ядовитые. Но наиболее сильные перемены произошли в манере изображения человеческого тела. Стареющие фигуры почти не сопротивляются наступающей старости и тучности, но они пока еще владеют внутренней силой и волей, что позволяет им бороться против дряхлости. Эти поздние работы приводили в раздражение критиков, которые видели в них только результат ухудшающегося здоровья художника, особенно его эре ния. В самом деле нелегко понять, почему такой художник, как Дега, который уделял так много вни мания индивиду в его социальном окружении и ве рил в возможности совершенствования человека вдруг стал изображать одиночество, страдание, фрус трацию и безысходность. В то же самое время эти работы выражают силу и мощь человеческой воли.

  • Женщина, вытирающая руки
    1884; пастель, бумага; 58 х 64 см. Сан-Паулу, Музей искусств. Сидя на диване, на котором лежит либо пеньюар, либо полотенце, женщина вытирает руки после ванны. Ее поза неудобна и неуклюжа, но тело занимает большое пространство. Пол с его красными, голубыми и коричнево-желтыми пастельными штрихами представляет собой самую яркую часть этого полотна.

Освоение пастели

Среди наиболее известных работ серии о купальщицах находится пастель "Ванна", написанная в 1886 году. Обнаженная женщина с хрупкой красивой фигурой моется в неглубокой ванне в свете бледного раннего утра. Присев на корточки, напоминая фигурой Венеру, она совершает свой ритуал спокойно и с достоинством, а рядом, на мраморном столике, стоят предметы туалета купальщицы. При внимательном рассмотрении заметно ее отличие от других пастелей о купальщицах. Немного раньше написанная пастель "Женщина в ванне, ее левая нога поднята" отличается более мягкими тонами. Левая нога женщины вытянута и приподнята. Купальщица тщательно моет ее губкой. Скромное убранство комнаты говорит о том, что женщина принадлежит к низшему сословию. Порой купальщицы изображены в компании служанки, которая принесла утренний кофе или расчесывает волосы. "Завтрак после ванны"(1895) - самая изысканная из картин по своей цветовой гамме и высшей степени законченности. К тому же это одна из самых больших пастельных картин. Купальщица вышла из ванны и вот-вот начнет вытирать свои длинные пышные волосы. Ее тело светится тем же светом, что стена и ванна позади нее.

  • Две купальщицы на траве
    Около 1896; пастель, бумага; 70 х 70 см. Париж, Музей Орсэ. Две женщины отдыхают на трав Одна, кажется, спит, другая рассматривает правую ногу. Замысел художника предвосхищает работы Матисса. Окружающая обстановк для такой сцены совершенно необычна в творчестве Дега; однако это не относится к его увлечению и широкому использованию пастели.
  • Женщина, расчесывающая волосы
    Около 1897; пастель, черный уголь, картон; 70,5 х 70,5 см. Цюрих, Кунстхауз. Женский ритуал расчесывания волос давно привлекал Дега, который изображал его по-разному в своих работах. Вплоть до самого конца своей карьеры художника в 1912 году он неуклонно стремился по-своему изображать "реальность" жизни.

Великолепное убранство вокруг с разнообразием тяжелых тканей напоминает Восток. Однако этот эффект несколько уменьшен за счет спокойной фигуры служанки с голубой чашкой кофе. Ее лиловая блузка хорошо гармонирует с зеленой стеной над головой, в то время как фартук почти такого же цвета, что и полотенце купальщицы. Создавая картину "Женщина в ванне"(масло), художник увлекся экзотическими тонами. В частности, великолепны пурпурное и розовое полотенца на фоне зеленой и оранжевой стены. Оранжевое сияние исходит и от тела купальщицы, что воспринимается как отражение воды в ванне. Рельефно написанная служанка аккуратно льет воду из лилового кувшина на шею купальщицы. Глаз зрителя неотрывно следует за контурами ее фигуры. Этот образ представляет собой кульминацию наслаждения красками и цветом, декоративную и чувственную.

Поздние работы

Две картины с изображением женщин, расчесывающих волосы, свидетельствуют о перемене в творчестве Дега в эти годы. Ранняя версия, датированная 1886-1888 годами, представляет собой законченное полотно. Похоже, что Дега готовился к восьмой выставке импрессионистов в 1886 году, когда писал ее. Прекрасная фигура купальщицы, которая напоминает Мари ван Гете, натурщицу для "Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы", очень пропорциональна и тщательно выписана. Бесконечные штрихи пастелью придали ей отточенную рельефность. Шезлонг служит для создания глубины пространства и диагонального построения композиции. Различные оттенки золотистого цвета художник использовал для стен и шезлонга. Белый пеньюар, упавший на пол, как бы продолжен в белом фартуке служанки, которая расчесывает волосы купальщицы. Женщина, кажется, наслаждается этим моментом, когда любуется собой, роскошью и комфортом, окружающим ее. Вторая картина, завершенная несколькими годами позже, написана в монохроматической гамме красного и оранжевого цветов. Состояние, по-видимому, беременной женщины, расчесывающей волосы, не очень хорошее, а может быть, даже болезненное. Правая рука купальщицы поднята к голове, как если бы у нее начался приступ мигрени, а левой рукой она будто защищается от кого-то. Ее тяжелые рыжие волосы касаются фигуры заботливой служанки, стоящей рядом, которая своим спокойствием и уверенностью представляет полный контраст со своей страдающей госпожой. Дега доставляло особое удовольствие работать в ограниченной гамме цветов (опять-таки - это масло), выбирая самые тонкие оттенки оранжевого и красного, четко очерчивая контуры фигур и драпировки, добавив янтарного цвета при изображении расчески и щетки. Спокойствие, свойственное первой работе, исчезло, однако образ купальщицы приобрел большую выразительность. Это смелое полотно, обычно известное как незаконченное, имеет много достоинств, которые привлекали художников после смерти Дега. Некоторое время картина была собственностью Анри Матисса. Сам Дега, сознающий недостатки картины в плане ее эстетизма, предвидел, что едва ли найдется желающий иметь это полотно в своей коллекции. Купальщица в картине "После ванны"(1896 год), находящейся сегодня в одном из частных собраний, написана на основе фотографии, которую Дега сам и снял. Кажется, что фигура скорчилась от боли. Тело купальщицы сильно наклонено, частично она опирается коленями на низкий диванчик, покрытый белым полотенцем. Голова купальщицы находится в тени. Несмотря на то, что в картине передается состояние боли и страдания, в ней имеется некий эротизм, однако не в прямом смысле этого слова. Незащищенность и кажущаяся болезненность купальщицы трогательны, эротическая реакция, возникающая при ее виде, переходит в сострадание. Несомненно, этот образ, созданный Дега, является самым современным из всех, написанных художником за всю жизнь. Интенсивный кобальтовый цвет стены и оранжево-красный коврика и волос женщины создают сильное впечатление. Даже в последних своих работах, которые труднее поддаются оценке, чем созданные раньше, Дега оставался самим собой, передавая чувства убедительно, смело и неоспоримо.

  • Туалет
    Около 1897; пастель, бумага; 60,9 х 50 см. Лондон, ранее у Кристи. В качестве вариаций на темы купальщиц Дега создал много картин, где изображены женщины за туалетом, главным, образом расчесывающие волосы. Кажется, что Дега изображал одну и ту же модель, полагают, это была Мари ван Гете. Она была танцовщицей, а также послужила моделью для известной скульптуры "Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица ".
  • Время сна
    Около 1883; пастель, монотипия, бумага; 23х44,5 см. Лондон, галерея "Тейт". Молодая женщина готовится ко сну, укрываясь простыней.
  • Женщина в ванне
    Около 1883; пастель, бумага; 70 х 70 см. Лондон, галерея "Тейт". В многих картинах с купальщицами Дега изображал одну и ту же ванну, которая находилась в его студии. Отношение Дега к собственному телу и к телам своих натурщиц было естественным и уж, конечно, не сентиментальным
  • Сидящая женщина, вытирающая спину
    Около 1885; пастель, бумага; 82,5 х 72 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Эта пастель представляет собой образец работ Дега, где грань между рисунком и живописью исчезла. Кажется, четкие очертания удерживают тело в его формах, давая зрителю полное ощущение чувственной реальности. Эта пастель предназначалась для дальнейшей переработки, о чем говорит разбивка работы, на квадраты
  • После ванны: женщина, расчесывающая волосы
    Около 1885; пастель, бумага; 53 х 52 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Зритель видит женщину, сидящую на полу и осторожно расчесывающую волосы. Четкие контуры и элегантные линии свидетельствуют о верности манере Энгра. Узкое пространство этой сцены кажется шире благодаря той позиции, откуда художник писал картину
  • После ванны: женщина, вытирающая ноги
    Около 1885-1886; пастель, бумага; 54,3 х 52,4 см. Париж, Музей Орсэ. Согнувшись, женщина наклонилась, чтобы вытереть ноги. Ее туловище прижато к ногам, округлые формы, очень выразительны, хотя и не вызывают чувственных эмоций. Дега всегда оставался верным своим натурщикам, и поэтому его по праву можно считать реалистом
  • Женщина, вытирающая свою ногу, вид спереди
    1886; пастель, бумага; 72 х 49 см. Рим, Национальная галерея современного искусства. На теле купальщицы отчетливо видны энергичные штрихи пастелью, по ним можно судить об эмоциональном состоянии художника во время работы. Голова купальщицы едва обозначена, но тем не менее выразительна. Движения тела купальщицы прекрасно сбалансированы, что придает образу почти классическое очарование
  • Ванна (женщина, купающаяся в неглубокой ванне)
    1886; пастель, бумага; 60 х 83 см. Париж, Музей Орсэ. Представленная на выставке импрессионистов в 1886 году, эта картина с изображением обнаженной женщины, купающейся при неясном свете, была особенно хорошо воспринята критикой. Один из них сравнил ее с прекрасной готической статуей. На комоде аккуратно разложены предметы туалета, позволяющие зрителю предугадать, что произойдет дальше
  • Женщина в ванне
    Около 1895; масло, холст; 71х89 см.Торонто, Галерея искусств Онтарио. Яркие, почти экзотические цвета фиолетового и розового банных полотенец оживляют этукомпозицию. Купающейся женщине помогает ее служанка, льющая воду их голубого кувшина.
  • Завтрак после ванны
    Около 1895; пастель, кисть, бумага; 121 х 92 см. Париж, частная коллекция. Богатая цветовая насыщенность этой картины получилась в результате наложения многих слоев пастели. Изогнутая линия спины купальщицы подчеркивает энергичность ее движений, в то время как спокойная поза служанки, несущей чашку кофе, еще больше усиливает это впечатление
  • Женщина, моющаяся в ванне
    Около 1895; пастель, черный уголь бумага; 31,8 х 47,4 cм Париж, Музей Орсэ. Этот скетч изображает женщину, сидящую на краю ванны и губкой моющую шею. Чувство пространства создается за счет расположенной под углом ванны. Наиболее тщательно выписанной частью этой работы является тело женщины, в то время как большая часть картины остается пустой
  • Женщина за туалетом
    Около 1894; пастель, бумага; 95,6 х 109,9 см. Лондон, галерея "Тейт". Удобно расположившись перед туалетным столиком, женщина расчесывает свои длинные волосы. Ее голова наклонена набок, а обе руки подняты на уровне плеч. Ее пеньюар такого же зеленовато-желтого цвета, как и стена позади, поэтому они и сливаются. Справа служанка подходит с чашкой утреннего кофе
  • После купания
    1896; масло, холст; 116 х 97 см. Париж, частная коллекция. В своих поздних работах Дега все больше стремился к абстракции. Его интересовала скорее игра формы и цвета, нежели графика и анатомическая точность
  • Ванна
    Около 1895; масло, холст; 81,3 х 117,5 см. Питтсбург, Пенсильвания, Музей искусств Карнеги. Женщина готова вступить в ванну, стоящую позади неубранной постели. Оранжевого цвета ткань контрастирует со спокойным голубым, тоном обоев, в то время как белизна постели успокаивает глаз. Композиция разделена на две почти равные части занавесом, висящим около кровати
  • Женщина, которой расчесывают волосы (Прическа)
    Около 1896; масло, холст; 124 х 150 см. Лондон, Национальная галерея искусств. Яркий красный цвет этого полотна заинтриговал художника Анри Матисса, который владел им в течение нескольких лет. Дега сам понимал, какой трудной и сложной была работа, и предвидел, что она не найдет своего покупателя. Однако сегодня эта картина особенно привлекательна именно благодаря высокому уровню абстракции и чувственной трактовке поверхности
  • Женщина в ванне, ее левая нога поднята
    Около 1883-1884; пастель, монотипия; 19,7х41см. Париж, Музей Орсе. Женщина купается в ванне, которую можно переставлять поскольку водопровод был в то время роскошью. Убранство комнаты достаточно скромное, но женщина, возможно, модель или молодая работница, полна достоинства.
  • Женщина, расчесывающая волосы
    Около 1890-1892; пастель, бумага; 82 х 57 см. Париж, Музей Орсэ. Дега создал образ, который, кажется, основан на звуке. Купальщица расчесывает свои волосы, как будто играет на музыкальном инструменте, например, на виолончели. Она наклонила свою голову набок, как бы прислушиваясь. Обнаженность ее тела частично скрыта волосами, но этот образ так же строг, как классическая греческая скульптура
  • Женщина за туалетом
    Около 1889; пастель, бумага; 56 х 59 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж. Экспрессивная власть цвета уступила здесь силе ярко выраженной графики. Предметы. на картине не тщательно выписаны, а даны лишь намеком. Зритель смотрит на модель как на фотографию. Напряженность и сложность изображаемой сцены объясняется позицией, выбранной Дега при написании картины
  • После ванны, женщина на коленях, вытирающая левый локоть
    Около 1895; пастель, бумага; 70 х 70 см. Париж, Музей Орсэ. После ванны на полу на полотенце сидит женщина, вытирая левый локоть. Справа на желтом кресле лежит белое полотенце или платье. Голубоватая штора в глубине и пара лиловых домашних тапочек позади фигуры как бы выдвигают ее на первый план. Сильные, энергичные штрихи пастели создают эффект света и тени на теле женщины
  • После ванны, женщина, вытирающая шею
    Около 1895; пастель, бумага; 62,2 х 65 см. Париж, Музей Орсэ. Сразу после ванны, женщина вытирает волосы и шею. Она все еще сидит на краю ванны, из которой только что вышла. Ряд разноцветных вертикальных полотен оживляет задний план, где можно увидеть кресло и на нем оранжевое платье
  • Лежащая купальщица
    1886-1888; пастель, бумага. 48х87 см. Париж, музей Орсе. Эта обнаженная, как и ее необычная поза, является наиболее выразительным изображением купальщицы, созданным Дега в середине 1880 годов.
  • Женщина, которой расчесывают волосы
    Около 1886-1888; пастель, бледно-зеленая бумага; 74 х 60,6 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. Эта работа является самой совершенной и законченной среди всех других картин обнаженных, созданных художником в середине 1880 годов. Обозначив формы черным углем и мелом, Дега наполнил композицию преимущественно золотым, белым и розовым цветами. Пропорции обнаженной фигуры великолепны, а техника исполнения совершенна

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru