2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЕГА

ГЛАВА 2.
ВНЕШНИЙ МИР

Внешний мир зачаровывал Дега почти с такой же  силой, как и его семья и близкие друзья. К изображению событий городской и сельской жизни он относился с одинаковым вниманием и старанием. Среди этих работ наиболее четко проявляются четыре основные темы: конные скачки, работающие женщины, история и жизнь в Париже.

Скачки

Вопреки общему убеждению Дега проявил интерес к лошадям в самом начале своей карьеры, когда был еще в Италии. Его дневниковые записи в период с 1850 по 1860 годы свидетельствуют о том, что он проявлял интерес к современной жизни и сцены конных скачек стали одной из главных тем в его творчестве. Во время пребывания в Риме он с большим вниманием следил за традиционными римскими скачками на Вна дель Корса, которые в свое время так притягивали Теодора Жерико. Фактически художник делал быстрые наброски лошадей, пока они дико мчались по узкой улице без наездников. По возвращении во Францию сцены лошадей и жокеев стали появляться гораздо чаще в его работах. Это было главным образом благодаря тому, что он посещал своих друзей Вальпинсонов в Нормандии, у которых было летнее поместье в Менил-Хуберти, около национального конного завода и ипподрома. Изящное маленькое полотно, названное "На загородных скачках", написано в память об одной из таких экскурсий в компании своих друзей. Именно в то время Дега, который был сугубо городским жителем, открыл для себя сельскую жизнь, о чем с большим энтузиазмом писал в письмах своим друзьям. Ландшафт напоминал ему "Англию очень сильно. Большие и маленькие пастбища, обрамленные полезащитными полосами; влажные тропки, зеленые и темно-коричневые пруды". Дега находился под сильным влиянием английской живописи с ее многочисленными изображениями лошадей. Однако и работы Жерико, которого он часто копировал в Лувре после возвращения из Италии, также оказали на него свое влияние. Любопытно, но толчок в этом же направлении он получил и от Моро, с которым дружил в то время. Хотя Моро на самом деле был мастером романтических мифологических полотен. Дега прислушался к своему старому другу и обратил свое внимание на тему, которую не переставал исследовать всю свою оставшуюся жизнь. Благодаря такому сочетанию влияний и интересов появилась первая серия сцен на скачках, датированная 1860-1862 годами. "Джентльмены на скачках: перед стартом" является одной из них, хотя картина была значительно переработана художником двадцать лет спустя, что изменило ее характер и стиль.

  • Карета на скачках
    Фрагмент; 1869. С разрешения Музея изящных искусств, Бостон . Семья Вальпинсон была ближайшими друзъями Дега. Когда он навестил их в загородном поместье в Нормандии летом 1869 года, то изобразил на полотне эту семейную идиллию - они окружили новорожденного сына Генри.
  • Заартачившаяся лошадь (неверное название "Лошадь, преодолевающая препятствия")
    1888-1890; бронза; высота 31 см. Лондон, галерея "Тейт". Дега давно интересовался лошадьми и сценами на скачках. Под влиянием своего друга Жозефа Кувелъе - скульптора-анималиста, а также фотографий лошадей Эдварда Мей-бриджа Дега начал делать маленькие скульптуры лошадей в движении. Эти работы, отличаются высоким художественным качеством и богатой текстурированной поверхностью.
  • Женщина с полевым биноклем
    Около 1875-1876; масло на картоне; 48 х 32 см. Дрезден, Государственная художественная коллекция. В этом ироническом образе обычные отношения между зрителем и изображением на картине полиня-шсь ролями. Вероятно, эта фигура никогда не была включена ни в одно полотно на темы скачек из-за своей обычности. Дега подарил эту картину своему другу художнику Джеймсу Тиссо.

Первоначально, как и на английских полотнах, на фоне плоского, ровного ландшафта всадники выглядели несколько расплывчато и нечетко, что вызывало сомнения художника и привело к переработке картины. Теперь на ней появились холмы и пригородные фабрики с дымящимися трубами. Хотя яркие жилеты ц кепки жокеев были искусственными и нереальными, но они образуют живой контраст свинцовому небу. В картине "Скачки перед трибунами" Дега почти полностью избежал изображения лошадей в движении, за исключением лишь одной галопирующей вдали в совершенно нелепой с точки зрения анатомии позе. Напротив, он изобразил спокойный момент скачек. Длинные тени полуденного солнца, матовая краска (Дега использовал свой особый состав краски), неподвижная толпа, наблюдающая с трибун, — все это способствует спокойному характеру данной работы. Здесь нет ничего от бурных страстей и возбуждения, обычно присущего таким местам, в частности, описанного Золя в знаменитом отрывке его романа "Нана", в котором он изобразил беговую дорожку как "вихрь самых ярких красок". Несколько лет спустя, в 1897 году, Дега признался одному своему другу журналисту, что когда только начал писать свои первые полотна с изображением лошадей, его понимание механики движения лошади было очень ограниченным: "Я знал бесконечно меньше, чем любой будущий офицер, который благодаря годам своей безупречной практики мог на расстоянии определить, как конкретная лошадь будет прыгать и выполнять команды". Однако постоянные и упорные занятия позволили Дега получить необходимые знания. Не желая тратить драгоценное время на Елисейских полях, чтобы изучать всадников и элегантные кареты, проносящиеся мимо, он начал делать маленькие восковые скульптуры лошадей (как он это сделал в дальнейшем и с танцовщицами). Такой нетрадиционный подход и работа с материалом свидетельствуют о постоянном интересе и стремлении Дега к экспериментам и техническому прогрессу. Возможно, его друг скульптур Бартоломео подталкивал его стремления в этом направлении. Дега были также известны достижения фотографа Эдварда Мей-бриджа, который с помощью замедленной фотографии проанализировал движение скачущей галопом лошади. Но все это произошло только после опубликования в 1887 году книги Мейбриджа "Способы передвижения животных". Вернувшись из Нового Орлеана в 1873 году, Дега некоторое время не занимался темой лошадей, однако вернулся к ней в 1880 году, когда, вероятно, понял, что картины этого жанра пользуются большим спросом. Однажды Дега нашел удачную композицию, которую потом повторил несколько раз с вариациями. Он продал их дилерам, в частности, Дюран-Рюэлю, а также Тео Ван Гогу, котрый купил одну из этих работ для своей галереи у Буссо и Валадона. Работа над полотном "Скачки. Жокеи-любители" началась еще в 1876 году по заказу певца Жана-Батиста Фаре и была закончена в 1887 году. По своему обыкновению Дега не спешил завершить картину. Только лишь после угроз Фаре обратиться в суд Дега заставил себя сдать эту работу в 1887 году, тщательно ее переработав. Рентгенограммы показывают, что превоначально на переднем плане картины были перила и две фигуры, которые стояли перед ними или опирались на них. Возможно, одной из этих фигур была женщина с полевым биноклем или какая-то другая под другим названием, выставленная сегодня в Дрездене. Карета справа была написана на полотне после того, как были убраны перила и две другие фигуры. Остроумный элемент - скачущий жокей слева, чьи движения повторяют движения поезда с клубами белого дыма, мчащегося вдалеке. В том виде, как оно написано, это полотно является одним из самых монументальных и удачных изображений скачек, созданных Дега. Оно прекрасно отражает понимание Дега тех сельских развлечений, которые любят городские жители. Эта работа также выражает оптимизм по поводу сосуществования природы и технического прогресса в век машин.

  • Джентльмены на скачках: перед стартом
    1862; переделана около 1882, масло, холст, 48 х 61 см. Париж, Музей Орсэ. Когда Дега начал писать "Скачки", английские художники и английские писатели считались ведущими в изображении этих тем.. На переднем плане застывшие на лошадях жокеи, толпа написана на заднем плане расплывчат а где-то вдали над фабрикой стоит столб дыма.
  • Выезд из паддока
    Около 1866-1868; карандаш, и акварель, бумага; 10 х 16 см. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Жокеи со своплш лошадьми покидают паддок, готовясь к скачкам. Одного из них, в центре, сопровождает служитель, в то время как несколько зевак не обращают на них никакого внилшния. Они ждут начала скачек. Вероятно, этот эскиз был предназначен для более крупного полотна, выполненного маслом, хотя Дега никогда не использовал этот мотив в дальнейшем.

Возможно, последней работой на тему лошадей является "Упавший жокей", написанная между 1896 и 1898 годами. Основываясь на одной из ранних композиций, Дега изобразил совершенно абстрактную сцену лошади без всадника, мчащейся по лугу, в то время как жокей, очевидно, мертвый, остался лежать на траве. Дега показывает только лишь последствия смертельного прыжка, однако происшедшее неясно. Сдержанное, почти афористичное расположение фигур и пространства усиливает убедительность полотна.

Женщины за работой

Тематическая серия работающих женщин, в частности, прачек и продавщиц галантерейных лавок, хотя и не такая знаменитая, как скачки, тем не менее тоже весьма притягательная. Все эти сцены проходят в интерьере, хотя порой они ограничены голой стеной. В контексте этих работ сущность отношений Дега к женщинам регулярно обсуждалась и часто сводилась к тому, что он занимал женоненавистническую позицию. Однако при более внимательном взгляде на эти картины становится ясным, что Дега не имел намерения унизить женщин. В этом смысле замечание Мане, что Дега общался со своими моделями как с "маленькими зверями", отнюдь не подтверждается его картинами. Наиболее известным в этой серии является полотно под названием "У модистки", выставленное в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Женщина примеряет шляпку перед зеркалом, стоящим наклонно к фигуре модистки, таким образом почти полностью закрывая ее. Однако такой необычный прием построения композиции помогает привлечь внимание к молодой женщине, которая пришла в магазин, чтобы подобрать себе новую шляпку. Контраст между довольно элегантной и, вероятно, дорогой шляпкой и незаконченным туалетом посетительницы — "торопливо одевшейся, чтобы поскорее побежать к модистке", как заметил современный критик — достоин внимания: мешковатый коричневый жакет ее платья для улицы, который морщит у юбки, наверху дополнен свободной пелериной. Это дало повод думать, что она либо проститутка, либо содержанка. Есть еще одно объяснение такому несоответствию, связанное с личностью натурщицы, художницей Бертой Моризо, которая была известна своей страстью к экстравагантным шляпам. Годами позже она призналась в том, что позировала для Дега: "Когда ему что-то не удавалось, натурщица, казалось, не могла понять, чего он хотел". Каковы бы ни были намерения Дега, он создал образ женщины с независимым мышлением, энергичной, полностью уверенной в себе. Самой сложной и тщательно выписанной версией магазина по продаже дамских шляп является пастель в Музее Тиссена-Борнемиза, которая тоже называется "У модистки". Различные материалы и аксессуары выставлены в изобилии на столе на переднем плане. За столом женщина в сопровождении своей подруги очаровательным жестом и с вопросительной улыбкой примеряет шляпку. Вторая женщина видна со спины, но очертания ее плеч, рук и шляпы сами по себе дают представление о ней. На этот раз продавщица шляп отсутствует, но посетительница, кажется, опять из низшего сословия. Благодаря точному и подробному описанию шляп приходит на ум юмористическое предложение Дега, сделанное им одному лавочнику, чтобы он опубликовал роман Золя "Дамское счастье" с образцами настоящей продукции вместо иллюстраций. Это красноречивый пример того, какое было у Дега чувство "реальности", которое разделял и великий писатель. Самой большой и, очевидно, последней работой, посвященной этой теме, является полотно под названием "Магазин дамских шляпок", выставленное в Институте искусств в Чикаго. Композиция здесь значительно упрощена. Пространство расширено, а количество изображенных предметов уменьшено. Молодая женщина сидит за столом, на котором стоят несколько подставок для шляп, аккуратно облокотившись на самый край. Первоначальный замысел Дега состоял в том, чтобы показать в этой женщине покупательницу, рассматривающую новую шляпу, но затем он передумал и превратил эту женщину из покупательницы в хозяйку. Изображенные шляпы требуют пристального внимания

  • Сцены войны в средние века (неверное название "Неудачи города Орлеана")
    Около 1863-1865; эссенция, бумага, холст; 81 х 147 см. Париж, Музей Орсэ. Эта работа представляет собой аллегорию в традициях загадочных полотен Ренессанса. Хотя фигуры одеты в средневековом стиле, на картине, вероятно, изображены события в Новом Орлеане, где солдаты с севера после захвата города в 1862 году обращались с женщинами с особой жестокостью.

зрителя. Шляпа на самой близкой к женщине подставке, украшенная сверху гирляндой цветов, висит над ее головой, как корона или ореол. Большая зеленая лента удачно гармонирует с рукой в перчатке. Все три полотна выполнены в относительно короткий период времени между 1882 и 1886 годами, это является причиной того, что они исключительно последовательны и в творчестве художника связаны воедино. Все они содержат некоторый элемент юмора. Моризо отметила как-то, что Дега однажды прямо сказал, что он испытывает "самое искреннее восхищение перед настоящими человеческими качествами молоденьких продавщиц". Под этим он, очевидно, имел в виду саму сущность их жизни, которую он так точно отразил в своих работах. Дега наполнил таким же уважением к труду и картины о прачках, в которых наравне с этим присут
ствует, однако, и нескрываемая интимность. Наиболее известной и потрясающей работой из этой серии является картина "Гладильщицы". Прачка слева, подмеченная в момент, когда ей все равно, что кто-то может смотреть на нее, широко зевает, и этот смущающий своей откровенностью жест красноречиво говорит о безрадостной скуке ее труда. Необыкновенная новизна этого полотна сочетается и с уникальной техникой живописи. Дега работал на прогрунто-ванном холсте (даже более необычном из-за его грубого плетения), без сомнения, для того, чтобы достичь того же эффекта, что и работая пастелью. Для этого он пользовался хорошо высушенной краской, этим создавая на грубой ткани меловой эффект, который не терялся со временем, поскольку работа не покрывалась лаком. Поверхности различных тканей, например, желтый шерстяной платок на шее женщины или льняная юбка, которую гладит другая прачка, - движение, которое двумя десятилетиями позже превратилось благодаря Пикассо в символ бедности и страдания,- легко узнаваемы с первого взгляда. Даже глазированная поверхность терракотовой вазы на столе достойна внимания. Близость расположения фигур на переднем плане типична и для других работ периода с середины 1880 года, например, картины "Магазин дамских шляпок". Более спокойная интерпретация этой же темы дана в полотне под названием "Гладильщица" из коллекции Национальной галереи искусств в Вашингтоне. Ярко освещенная комната с большими окнами наполнена развешенным под потолком бельем. Дега, без сомнения, наслаждался игрой света, возникающей при использовании прозрачной ткани. Только что выглаженная и аккуратно сложенная рубашка с накрахмаленными манжетами лежит на столе, другая рубашка для того же клиента сейчас гладится. Здоровый, естественный цвет кожи женщины, яркая в горошек блузка придают ей более преуспевающий вид в отличие от обсуждаемых ранее работающих женщин. Дега придал ей отличительное выражение лица и даже нарисовал украшение - сережки. Причиной для такого изменения атмосферы могло быть то, что Дега создавал эту картину для своего патрона Фаре взамен на свою же работу, выполненную раньше на эту же тему. Еще одна картина на эту же тему, также названная "Гладильщица" (выставлена в Ливерпуле в Галерее Уокера), была написана десять лет спустя.

  • Проездка скаковых лошадей
    1880; пастель, бумага; 36 х 86 см. Москва, Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Группа жокеев занимается проездкой лоша дей. Большое поле простирается далеко и весь пейзаж дышш спокойствием. Дега проявлял особый интерес к теме лошадей с 1860 года.

На этот раз на полотне такого же размера Дега изобразил все с более близкого расстояния. В результате этого возникает чувство клаустрофобии. В комнате только лишь одно узкое открытое пространство или окно слева, и фигура зажата между гладильной доской и рамой картины. Ее лицо невыразительно. Резкими, ломаными линиями нарисованы руки и спина. В целом она вызывает не такое благоприятное впечатление, как предыдущая картина, но присутствие гладильщицы все же не лишено очарования и тепла.

Исторические полотна

Картины Дега на исторические сюжеты, а их немного, никогда не пользовались такой же популярностью, как и его другие работы. Их считали и все считают неудачными работами или же неадекватным решением этого старомодного жанра. Сам же Дега никогда так не думал. Он отдавал этим картинам не
мало сил и труда, делая многочисленные эскизы и наброски. Даже когда перестал писать на эту тему, он относился к своим работам с нежностью. Дега никогда не расставался со своими юношескими работами. Однако правда и то, что и сам художник, казалось, не знал, каким образом их завершить. С XVII века и далее живопись на исторические темы считалась одним из самых благородных видов искусства, и академическое обучение молодых художников всегда основывалось именно на этом жанре. Но ко времени Дега этот жанр оказался в глубоком кризисе, порой говорили, что историческая живопись изжила себя. Попытки самых страстных сторонников этого вида живописи воссоздать "истинную историю" окончились тем, что привели к еще большему застою. Дега, однако, видел в этом кризисе вызов. Он не верил, что историческая живопись была мертвой, и искал пути для модернизации в этой области. Для него такое спасение нужно было искать в другой, современной правде.

  • У модистки
    Фрагмент; 1882. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемиза. Эта деталь подтверждает мастерство Дега в изображении качества материалов с казалось бы неограниченным разнообразием поверхностей предметов и цветов. Благодаря использованию пастели можно было постоянно переписывать картину.

Он хотел наполнить историческую живопись новыми красками, содержанием и образами. Как писал об этом друг Дега писатель Эдмонд Дюранти, "пламя современной жизни" может осветить прошлое. В картине "Семирамида, строящая Вавилон" художник нашел новый подход к исторической теме. Семирамида в сопровождении воинов и служителей стоит на террасе и смотрит на строящийся Вавилон, город, который она заложила на реке Евфрат. Дега черпал информацию главным образом из описаний классических писателей, но он заимствовал детали из работ ассирийцев, которые он недавно видел в Лувре. Его дневник помогает узнать разнообразие источников, которыми он пользовался, в том числе египетской и иранской настенной живописью (фрески), а также работами художников раннего Ренессанса, в ту пору известных как "примитивисты". Вид города, лежащего вдали, например, навеян итальянскими пейзажами XIV-XV веков. Дега всегда предпочитал красоту и искренность, четкость и ясность, отвергая показную мишуру и украшения Моро, который порой просто перегружает свои образы драгоценностями. Изучая примеры старых мастеров и осторожно переводя античность на современный лад, Дега нашел другую реальность, более "верную", чем старательные реконструкции и переделки своих предшественников. Интересно, что это полотно является имплицитной (скрытой) критикой современной ему планировки города. Вавилон, изображенный Дега, в котором есть элементы итальянской архитектуры, представлял прямую противоположность застройке Парижа, проводимой бароном Хаусманном, когда целые исторические кварталы сносились и на их месте прокладывали широкие бульвары и возводили современные жилые дома. Примерно в это же время Дега начал писать "Юные спартанцы", еще одно претенциозное полотно на историческую тему. Вполне возможно, что выбор этой необычной темы навеян частым чтением классических авторов. Мир древней Спарты, где молодые мужчины и женщины занимались подготовкой к возможным войнам с врагами, был действительно уникальным в истории. Дега решил отбросить специальные ссылки на классическую Грецию, избегая любых археологических подробностей. Лица его мальчиков и девочек узнаваемы на улицах Парижа. Композиция в виде треугольника, чистый фон и приглушенный колорит считались новым и решительно современным подходом к исторической теме. Более аллегория, чем историческое полотно - "Сцена войны в средние века" - картина, значение которой трудно понять. Жестокость по отношению к женщинам со стороны завоевателей в Новом Орлеане во время гражданской войны, кажется, могла быть источником вдохновения для написания этой сцены. Дега воплотил в картине впечатления о жестокостях в средние века с сопутствующим им варварством, хотя костюмы всадников не совсем исторически верны.

  • У модистки
    1882; пастель, бумага; 75,6 х 85,7 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. Задумавшись на мгновение, женщина примеряет шляпку, которую она, очевидно, давно присмотрела в витрине. Зеркало частично скрывает из вида шляпницу.

Эта работа была выполнена быстро, без обычных колебаний. Позже Дега, однако, любил эту картину меньше других своих работ на исторические темы.

Завоевание Парижа

Даже когда Дега обращался к истории, он никогда не забывал город, в котором жил. Уличные сцены, кофейни, общественные места, просто дома - темы, которые он трактовал с глубоким психологическим пониманием. В картине "Любители абсента" он изобразил трогательную сцену. Бедно одетая женщина сидит в кафе, перед ней стоит стакан, наполненный абсентом. Мужчина, сидящий рядом, курит трубку и смотрит куда-то за пределы картины, совсем не обращая внимания на нее. Печальное выражение их лиц, мрачность интерьера кафе, отсутствие других развлечений создают впечатление нищенствующих низших слоев, которые надеются найти какое-то облегчение от ежедневных забот в стакане алкоголя. Манера выполнения "на скорую руку" и "очень отвратительная новизна содержания" стали объектом критики при первой публичной презентации в Лондоне. Еще больший шум вызвала картина "Женщины на террасе, кафе вечером", когда она была показана на третьей выставке импрессионистов в Париже в апреле 1877 года. Дега осмелился изобразить болтающих проституток в кафе на бульваре. Тема, которая, хотя и не была непривычной на улицах города, потрясла многих посетителей выставки из-за своего откровенного изображения и проницательных наблюдений за поведением людей. Другим срезом жизни представляется полотно "На бирже". Дега имел достаточно хорошие связи и многочисленные контакты с богатыми бизнесменами. Одним из них был финансист Эрнест Мэй, который коллекционировал работы Мане, импрессионистов, в том числе и Дега. На этой картине Мэй в очках написан читающим документ. Хотя картина не закончена, она дает ключ к пониманию жизни парижского бизнесмена и хаотичной, шумной обстановки на бирже в то время. Свой талант в изображении поведения людей Дега демонстрирует в картине "Интерьер, или Изнасилованная", созданной в 1868-1869 годы. Долгое время картина вызывала восхищение своим мастерским исполнением, а также превосходной трактовкой света, но более всего беспрецедентным показом человеческой трагедии. Драматичная и даже загадочная ситуация развивается тут, и ее не скрывает видимое благополучие обычной буржуазной спальни. Мужчина пристально смотрит куда-то в пустоту. Молодая женщина в полной отрешенности сидит спиной к своему насильнику. Повсюду разбросана одежда, два предмета в комнате полны особого значения: кровать и стол, на котором стоит лампа с абажуром. Название "Изнасилованная", очевидно, пришло потом, сам Дега назвал эту работу "Интерьер". Содержание картины, возможно, навеяно сценой из романа Золя "Тереза Ракен", в которой двое любовников поженились после убийства первого мужа женщины. Но эту картину не следует воспринимать как прямую иллюстрацию к книге. Фактически это очень неопределенное полотно, наполненное особым смыслом. Несомненно, Дега намеревался показать женщину, которая потеряла девственность - это мастерски и символично показывает раскрытая шкатулка с розовой обивкой внутри, — и остается одна со своей проблемой и болью. Мужчина демонстративно выказывает свое полное равнодушие к ее состоянию. В этой картине Дега раскрыл жестокие и горькие аспекты взаимоотношений между людьми.

  • На бирже
    Около 1878-1879; масло, холст; 100 х 82 см. Париж, Музей Орсэ. Картина написана по заказу преуспевающего финансиста Эрнеста Мэя, который изображен на Парижской бирже. Он читает документ, который держит перед ним сотрудник или секретарь. На первый взгляд картина по композиции несколько хаотична, однако на самом, деле она построена на архитектурных элементах, видных вдали.
  • Интерьер, или Изнасилованная
    Фрагмент; 1868-1869. Филадельфия, Музей искусств, собрание Генри П. Маклхенни, в память Френсиз П. Маклхенни. Натюрморт со шкатулкой для рукоделия под лампой, которая мягко освещает стол и комнату, написан очень тщательно. Редко в дальнейшем удавалось Дега достичь такого же эффекта.
  • Карета на скачках
    1869, масло, холст, 36,5х55,9 см, Фонд приобретений, с разрешения Музея изящных искусств, Бостон. Семья в карете - друзья Дега Вальпинсоны. Во время посещения их поместья в Нормандии Дега с друзьями отправился на скачки в Аржентан, который находился неподалеку. Внимание сфокусировано на младенце, спящем на коленях у матери под зонтом
  • Скачки перед трибунами
    1866-68, эссенция, бумага, холст, 46х61 см, Париж, Музей Орсэ. Несмотря на огромную популярность, история написания картины до сих пор остается большой тайной. Не выяснена даже местность. Короткие тени от лошадей и их жокеев говорят о том, что действие происходит поздней весной или в полдень летом. Спокойствие этой картины необычно для такого рода полотен
  • Упавший жокей
    1896-98, масло, холст, 181х151 см, Базель, коллекция Оффентлихе, Музей искусств. Испуганная убегающая прочь лошадь, увеличенная до эпических размеров, мчится через всю картину. Наиболее очевидно, что этот эпизод с фатальным исходом взят из "реальной" жизни. Скучный, почти абстрактный пейзаж обозначен лишь ведущей вниз линией холма и облачным небом
  • Семирамида, строящая Вавилон
    около 1860-62, масло, холст,150х258 см, Париж, Музей Орсэ. У Дега немало полотен на исторические темы, но художник всегда относился к ним с особой нежностью. Семирамида в сопровождении служителей, советников и воинов, стоит на террасе, глядя на строящийся Вавилон, город, который она заложила на берегах реки Евфрат. Фигуры и другие детали были навеяны ассирийскими работами, приобретенными Лувром
  • У модистки
    1882, пастель, бумага, 75,9х84,8 см, Мадрид, Музей Тиссена-Борнемиза. Эта одна из наиболее прекрасныхработ на эту тему и первая, показанная публике в Лондоне. С непревзойденным блеском Дега передал всевозможные оттенки текстуры и переливы шелка, перьев, атласа и соломки. Композиционно картина построена строго по диагонали стола, но глубина пространства достигается позолоченной рамой зеркала на задней стене
  • Магазин дамских шляпок
    около 1882-86, масло, холст, 100х110,7 см, Чикаго, Институт искусств. Похоже, что молодая женщина в этом шляпном магазине на самом деле продавщица, а не покупательница, выбирающая себе шляпку. Композиция развивается вокруг локтя женщины, который она поставила на край стола, где выставлены шляпы. Художник находился выше, откуда и писал картину
  • Гладильщицы (Прачки)
    около 1884-86, масло, холст, 76х81 см, Париж, Музей Орсэ. Жест гладильщицы, зевающей с бутылкой вина в руке от своей скучной и безрадостной работы, является поразительной чертой данного полотна. Выполненная на грубом холсте, что является уникальным случаем для художника, картина позволяет добиться такого эффекта, как если бы это была пастель
  • Гладильщица
    начата в 1876, окончена в 1887, масло, холст, 81,3х66 см, Вашингтон, Национальная галерея искусств, Собрание мистера и миссис Пол Меллон. Женщина гладит мужскую рубашку. Ее фигура очерчена в профиль на фоне света, падающего в комнату из окон. Дополнительное освещение исходит от белого рабочего стола и белья. На женщине блузка в горошек и розовато-лиловый фартук. Под потолком сушится разноцветная одежда
  • Спартанские девушки, провоцирующие юношей
    1860-62, перерабатываемая до 1880, масло, холст, 109х155 см, Лондон, Национальная галерея. Дега, который был увлечен исторической тематикой, никогда не пытался продать эту картину, позже он выставлял ее в своем доме. Девушки-спартанки вызывают юношей на бой. Было известно, что спартанцы, независимо от пола, уделяли большое внимание физическому развитию, равно как и сексуальному. Об этом художник знал из произведений писателей-классиков
  • Интерьер, или Изнасилованная
    около 1868-69, масло, холст, 81х116 см, Филадельфия, Музей искусств, собрание Генри П. Маклхенни, в память Френсиз П. Маклхенни. Это самая загадочная и двусмысленная картина Дега. Ее второе название "Изнасилованная" появилось позже, так как сам художник считал ее жанровой сценой. Возможно, основанная на романе Золя, эта картина является выразительным символом потерянной девственности, а раскрытая шкатулка с ее розовой обивкой - красноречивым атрибутом. Световой эффект, достигаемый лампой, расположенной в центре, является мастерским завершением картины
  • Скаковой круг, жокеи-любители около кареты
    1876-1887; 66х81 см. Париж, Музей Орсе. Эта картина является самой монументальной и оригинальной среди полотен Дега, изображающих лошадей и жокеев на скачках.
  • Женщины на террасе в кафе вечером
    1877, пастель, бумага, 41х60 см, Париж, Музей Орсэ. Этой картиной Дега привлекает внимание к поведению людей, которых он приметил на улицах Парижа. Тема картины, изображающей несколько проституток, болтающих в кафе на бульваре, вызвала сенсацию, когда полотно было выставлено на третьей выставке импрессионистов в 1877 году. Некоторые усмотрели в этой работе Дега беспощадную критику буржуазного общества и обвинили его в цинизме
  • Любители абсента
    1875-76, масло, холст, 92х68 см, Париж, Музей Орсэ. В дневнике художника даны имена натурщиков - Хелен Андрэ и художника-офортиста Марселена Дебуте, одного из друзей Дега. Эти образы передают страдания и депрессию людей, предающихся пьянству. Она была подвергнута критике из-зи "очень отвратительной новизны содержания" при первом ее показе в Брайтоне в 1876 году

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru