Дera написал немало портретов. Одни из них, несомненно, задумывались как изображения черт той или иной личности, как портреты в традиционном смысле этого слова, другие были сложнее, включали в себя повествовательные элементы жанровых сцен. Но и в этом случае они рисовались с намерением представить конкретного человека. В 1859 или в 1860 году художник приоткрывал в записной книжке свои планы: "Я должен что-то сделать с лицом [маркиза ] Вовнарга, которое запало мне в душу. И не забыть написать для Рене [брат художника] портрет в полный рост со шляпой, а также портрет дамы со шляпкой, надевающей перчатки и собирающейся уходить".
Любимые модели
До его возвращения из Италии моделями Дега были, помимо него самого, в основном многочисленные родственники художника: братья и сестры, дяди и тети. Не всех он рисовал одинаково часто, предпочтение Дега отдавал, например, тетушке Лауре из Флоренции и брату Рене, исходя из мотивов сугубо изобразительного свойства. Так, его сестра Тереза, с ее холодным и надменным видом, казалось, сошла с одной из картин Энгра, а муж и двоюродный брат Терезы Эдмондо Морбилли обладал наружностью итальянского аристократа шестнадцатого столетия. Не всех женщин, которых рисовал Дега, можно назвать красивыми, но часто в них есть то, что сам художник называл "спасительной чуточкой безобразия". Художница Берта Моризо замечала о портрете танцовщицы мадам Голен, выставленном в Салоне 1869 года: "Мосье Дега нарисовал очень красивый маленький портрет очень некрасивой женщины в черном". Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.
Что касается его семьи, Дега не имел возможности нарисовать мать (она умерла в 1847 году) и всего лишь один раз, в 1870 году, нарисовал отца. Огюст настоятельно рекомендовал сыну серьезно заниматься портретной живописью как потенциальным источником дохода. Дега добился больших успехов в этом жанре не выбором красивых моделей, а умением раскрыть сильный характер и своеобразие позирующих. Часто он достигал этого, утрируя черты позирующего, как, например, в "Коллекционере гравюр" или на портрете своего деда Гилера Де Га, возраст которого подчеркивается морщинистой кожей и мешками под глазами.
Фигура и пространство
Одной из главных забот Дега в его
ранние годы было овладеть соотношением фигуры и окружающего пространства.
В "Автопортрете 1855 года", выполненном до поездки в Италию, он использовал
темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи
и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Всего двадцатилетний на картине,
в правой руке он сжимает держатель угольного карандаша вместо кисти, как
будто демонстрируя этим свою приверженность ремеслу рисовальщика и суждению
Энгра, что хороший художник должен беспрерывно рисовать линии. Но рисование
углем входило в обучение и в Школе изящных искусств, где Дега короткое
время учился. Однако ничего не известно о том, пользовался ли он этим материалом
в 50-е годы. Неопределенность и отчужденность выражения лица повторились
и на последующих автопортретах Дега, к примеру, на том, где он снимает
шляпу, написанном семью или восемью годами позже. Темный фон немного приоткрывается
справа, и сквозь трещину в стене проглядывает нечто вроде неба. Подобный
фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы - Тициана
и других. Несмотря на такого рода заимствования у старых живописцев, случайный,
непреднамеренный жест и непретенциозная одежда изображенного джентльмена
делают портрет удивительно современным. Следуя традиции своих ранних полотен,
Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина,
занимающего определенное место в обществе, который к тому же еще и художник.
Явный контраст между самоуверенным старшим коллегой и задумчивым сомневающимся молодым художником очевиден на двойном портрете Дега и его друга Эвариста де Валерна. Первоначально Дега намеревался изобразить себя в цилиндре и с рукой, опущенной на колено, но, по-видимому, не был удовлетворен таким довольно избитым решением. Намеренно употребленный классический элемент продуманно уравновешивается современным, почти абстрактным видом городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Дега словно проводил различие между старым и новым, традиционным и современным характерами позирующих.
Групповые портреты
Как уже отмечалось, с самого начала своей карьеры Дега демонстрировал особый интерес и теплое отношение к своей семье, в первую очередь к родственникам отца в Италии. Огюст Де Га родился в Италии и имел там несколько братьев и сестер, он порекомендовал сыну остановиться у родственников во время его поездки в Италию. Творческие устремления, неутомимые усилия и родственные узы художника вскоре вызвали к жизни первый блестящий шедевр Дега, групповой портрет "Семья Беллелли". Сестра Огюста Лаура была замужем за бароном Дженнаро Беллелли, от которого у нее было две дочери, Джулия и Джованна. Эдгар остановился у тети и дяди во Флоренции, куда семья выехала в изгнание из Неаполя по политическим мотивам. Им очень не нравилась среда, в которой они временно очутились, "отвратительная страна", по выражению тети Лауры, где ее мужу скрепя сердце приходилось "снимать комнаты". Более того, отношения между супругами были натянутыми, и тетя жаловалась на "ужасно тяжелый характер и непорядочность Дженнаро". Дега явно симпатизировал своей тетушке. Она, безусловно, была его любимицей среди сестер отца, несмотря на ее слабое здоровье и очевидную неуравновешенность. В письмах, написанных Эдгару, когда он уже вернулся в Париж, Лаура часто упоминает о безумии, которое подкрадывается к ней, и высказывает мнение, что рано или поздно она окажется в сумасшедшем доме. Она пишет: "Жизнь с Дженнаро... человеком, не занимающимся никаким сколько-нибудь серьезным делом, вскоре сведет меня в могилу". Вероятно, если бы не дети, Джулия и Джованна, в такой семейной атмосфере иногда можно было просто задохнуться. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи. В темном платье, с угрюмым и несколько отстраненным выражением лица, тетя Лаура является доминирующей фигурой картины. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю, и как будто отключен от происходящего вокруг него. По существу, оба они избегают друг друга. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок, и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. Она - единственная связь между родителями, которые разделены столом. Лаура стоит у стены, на стене, почти рядом с ее головой, висит гравюра, на которой изображен ее отец (и дед Эдгара) Гилер Де Га, живший тогда в Неаполе. Гравюра, выполненная красным мелом, оправлена в раму цвета матового золота, что придает ей вид произведения старого мастера. Открытая дверь слева и отражения предметов в большом зеркале над каминной полкой расширяют комнату - хотя она не идет ни в какое сравнение с грандиозностью дворцов, которые принадлежат позирующим Беллелли в Неаполе. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Это огромное полотно Дега, несомненно, рисовал, вернувшись в Париж в 1859 году, в новой просторной мастерской. Конечно же, он не смог бы работать с таким размахом во флорентийском жилище своих родственников. Различные наброски и рисунки пастелью, указывающие размещение фигур, служили ориентиром для осуществления грандиозного замысла. Хотя он, несомненно, отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему того интереса, который художник проявлял к таким своим историческим полотнам, как "Семирамида" и "Упражнения юных спартанцев". Завершив картину, он, вероятнее всего, хранил ее свернутой трубкой в углу мастерской. По существу, она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию. Картина была тотчас же приобретена Лувром. В период франко-прусской войны Дега, вслед за многими гражданами Франции, добровольцем вступил в Национальную гвардию. Он был послан защищать укрепление к северу от Буа де Венсен, в предместьях Парижа, под командованием своего друга Анри Руара, чей портрет он написал несколькими годами позже. Страстно желавший послужить родине, он жаловался, что все еще не слышит пушечных выстрелов. "Ему не терпится услышать этот звук, чтобы убедиться, сможет ли он переносить детонацию",- писала мадам Моризо. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. В бастионе №12, где он служил, Дега познакомился с Жаном-Батистом Жинто, Эдуаром Леном и господином по фамилии Лине, всех их он изобразил на групповом портрете, нарисованном в марте 1871 года. Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто, инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля. Кроме фамилии, почти ничего не известно о Лине, мужчине, сидящем в центре в расслабленной позе с цилиндром на голове. Третий мужчина, читающий газету - Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной,а в непринужденной, приятной обстановке. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями художник явно пренебрегает. Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, подчеркнутая белизной рукавов, воротничков и скатерти на столе, была у Дега в то время излюбленной.
После поездки в Лондон в октябре того же года Дега высказал желание навестить семью брата и других родственников в Новом Орлеане. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. Вероятно, тогда у Рене зародилось чувство к Эстелле, чей муж погиб на войне, оставив ее с ребенком. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. В конце концов Рене женится на Эстелле, а через некоторое время в Новый Орлеан переселяется еще один брат, Ашиль Де Га, присоединясь к семейному предприятию. Приезд Рене в Париж летом 1872 года склоняет Эдгара к мысли посетить Америку, отправившись туда с братом. В октябре они вместе покидают Францию и держат путь через Нью-Йорк в Новый Орлеан. В письме от 4 ноября, вскоре после его приезда, Дега писал в Париж своему другу Дио: "День-деньской я среди этих дорогих людей, пишу и рисую, делаю портреты семьи". И далее: "Мне нужно нарисовать семейные портреты, которые бы соответствовали вкусам семьи, при кошмарном освещении, с частыми перерывами и с моделями, очень милыми мне, но все же несколько дерзкими — они не принимают тебя всерьез, коль ты их племянник или двоюродный брат". К числу портретов, созданных в этот период, принадлежит "Женщина с вазой цветов". Моделью послужила, вероятно, Дезире Мюссон, двоюродная сестра Эдгара. Трудно поверить, что Дега чувствовал себя не совсем уверенно. Живость красок и свежесть, энергичность мазков так не совпадают с тогдашним состоянием духа художника. И лишь темные и тяжелые тени намекают на имевшиеся трудности с освещением. Хотя ему хотелось поскорее вернуться в Париж, Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после "Семьи Беллелли" масштабным групповым портретом. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над "Интерьером конторы в Новом Орлеане", известном также под названием, которое может ввести в заблуждение: "Хлопковый рынок в Новом Орлеане". На первый взгляд картина может показаться обычным интерьером, где несколько фигур проверяют качество хлопка, выставленного для продажи.
Другие заняты счетоводством или бухгалтерией, остальные же несколько озадаченно наблюдают за происходящим в комнате. Дега сам снабдил письмо английскому приятелю-художнику Тиссо в Лондон коротким описанием картины: "На ней около пятнадцати персон, проявляющих больший или меньший интерес к столу, заваленному ценным материалом, а двое мужчин, один немного наклонясь, а другой полусидя на столе, покупатель и брокер, обсуждают образец". Обстоятельства, подтолкнувшие Дега к идее создания этого произведения, неизвестны, но ценность хлопка, несомненно, затронула воображение художника, отмечавшего, что в Новом Орлеане "живут для хлопка и благодаря хлопку". Кроме того, он, должно быть, желал
избежать ограничений, связанных с портретировани-ем членов семьи. Возможно, он даже хотел продемонстрировать им, на что способен его творческий ум. II действительно, получился не просто детально разработанный интерьер, а весьма впечатляющий групповой портрет. Нa переднем плане, щупая образец хлопка, находится Мишель Мюссон, дядя Дега по материнской линии. Сзади за ним - два его зятя, Репе Де Га, читающий "Дейли Таймс-Пикиюн", и брокер Уильям Белл, сидящий на краю стола. В левом углу комнаты, скрестив ноги, стоит Ашиль Де Га, еще один брат Эдгара, а справа кассир компании Джон Диводе изучает толстый гроссбух. Сзади за Рене на высоком стуле, в легкой коричневой куртке, сидит Джеймс Престиж, деловой партнер Мюссона. Каждая фигура кажется отлитой в своей наиболее типичной позе, таким образом демонстрируя почти обидное безразличие по отношению к двум братьям Дега, совершенно бездеятельным и беспечным, как парижские денди среди работящих американских партнеров. Комната, нарисованная в явно сконструированной перспективе, видна зрителю наклонно, с высокой выгодной позиции, дающей полный обзор спокойного и процветающего американского предприятия. Черные костюмы контрастируют с белизной пушистого хлопка, рубашек и газеты, а светло-зеленые стены, бежевый потолок и розоватый тон деревянного пола создают объединяющую колористическую конструкцию. Прелестный натюрморт (справа) с корзиной для мусора, стойка, покрытая бумагами и журналами для записей, и небольшой морской пейзаж в раме на стене оживляют сцену. Возвращаясь во Францию, Дега оставил картину в Новом Орлеане, чтобы она как следует высохла и поверхность не испортилась во время транспортировки. Реакция критиков на новое произведение после того, как его впервые увидели в Париже, была неоднозначной. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега, и даже Золя, несгибаемый сторонник "дела импрессионизма", сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). "Его проницательность как художника изумительна, но боюсь, кисть его никогда не станет созидательной",- писал он. Другие, однако, хвалили картину за реализм и откровенно современное изображение общественной жизни. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, "ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня", - замечал он. Вопреки ожиданиям Дега картина очутилась во французском музее - и это был первый случай, когда его произведение стало частью публичной коллекции. После того как картину выставили в По, на юге Франции, в 1878 году ее приобрел хранитель музея города По, где она находится и по сей день. Весьма польщенный и довольный тем, что его картина будет храниться в общественном учреждении, Дега легко расстался с нею за скромную сумму в две тысячи франков. Дега достиг в своих портретах большей спонтанности, чем другие художники, иногда они вовсе не похожи на портреты в точном смысле этого слова. Связывая позирующих с окружающим пространст-
вом, давая ненавязчивое, но глубокое толкование индивидуальности каждого из них, обогащенное атрибутами характера или профессии, Дега значительно расширил возможности жанра, который другие художники разрабатывали более традиционными средствами. Например, в работах "Гортензия Валь-пинсон" и "Женщина с вазой цветов" художник поместил модели на фоне натюрмортов. Маленькая девочка оперлась на стол, украшенный разноцветной пышитой скатертью, и ест яблоко. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. На женском портрете, напротив, изображено спокойное,созерцательное расположение духа позирующей, ее рука задумчиво поднесена к подбородку. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Необычная перспектива, близкая точка обзора, срезанные формы фигур и предметов, как на картине "Анри Руар перед своей фабрикой", — использование того или иного из этих приемов также делает портреты Дега и другие его произведения столь современными. Именно эти черты смущали некоторых критиков, не способных предвидеть, сколь животворным будет влияние Дега на искусство в будущем.
2i.SU ©® 2015