2i.SU
Искусство

Искусство

Содержание раздела

ДЕГА

ГЛАВА 1.
СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ

Дera написал немало портретов. Одни из них, несомненно, задумывались как изображения черт той или иной личности, как портреты в традиционном смысле этого слова, другие были сложнее, включали в себя повествовательные элементы жанровых сцен. Но и в этом случае они рисовались с намерением представить конкретного человека. В 1859 или в 1860 году художник приоткрывал в записной книжке свои планы: "Я должен что-то сделать с лицом [маркиза ] Вовнарга, которое запало мне в душу. И не забыть написать для Рене [брат художника] портрет в полный рост со шляпой, а также портрет дамы со шляпкой, надевающей перчатки и собирающейся уходить".

Любимые модели

До его возвращения из Италии моделями Дега были, помимо него самого, в основном многочисленные родственники художника: братья и сестры, дяди и тети. Не всех он рисовал одинаково часто, предпочтение Дега отдавал, например, тетушке Лауре из Флоренции и брату Рене, исходя из мотивов сугубо изобразительного свойства. Так, его сестра Тереза, с ее холодным и надменным видом, казалось, сошла с одной из картин Энгра, а муж и двоюродный брат Терезы Эдмондо Морбилли обладал наружностью итальянского аристократа шестнадцатого столетия. Не всех женщин, которых рисовал Дега, можно назвать красивыми, но часто в них есть то, что сам художник называл "спасительной чуточкой безобразия". Художница Берта Моризо замечала о портрете танцовщицы мадам Голен, выставленном в Салоне 1869 года: "Мосье Дега нарисовал очень красивый маленький портрет очень некрасивой женщины в черном". Позировавшая и в самом деле не была польщена и отвергла заказанный ею портрет.

  • Лоренсо Нагане и Огюст Де Га (Гитарист)
    1871-1872; масло, холст; 54 х 40 см. Париж, Музей Орсэ. Художник особо уважительно относился к этой картине, на которой запечатлены музыкант Паганс и отец Дега Огюст. Уроженец Испании Паганс в основном исполнял популярные испанские мелодии и несколько раз приглашался на музыкальные вечера, . которые Огюст у стране ал в своем доме. Дега-старший был страстным поклонником музыкалъного искусства и, по словам очевидцев, сидел, упиваясь музыкой, в то время, как сын рисовал его.

Что касается его семьи, Дега не имел возможности нарисовать мать (она умерла в 1847 году) и всего лишь один раз, в 1870 году, нарисовал отца. Огюст настоятельно рекомендовал сыну серьезно заниматься портретной живописью как потенциальным источником дохода. Дега добился больших успехов в этом жанре не выбором красивых моделей, а умением раскрыть сильный характер и своеобразие позирующих. Часто он достигал этого, утрируя черты позирующего, как, например, в "Коллекционере гравюр" или на портрете своего деда Гилера Де Га, возраст которого подчеркивается морщинистой кожей и мешками под глазами.

Фигура и пространство
Одной из главных забот Дега в его ранние годы было овладеть соотношением фигуры и окружающего пространства. В "Автопортрете 1855 года", выполненном до поездки в Италию, он использовал темный фон в манере великих испанских живописцев Франсиско Хосе де Гойи и Диего Родригеса де Сильва Веласкеса. Всего двадцатилетний на картине, в правой руке он сжимает держатель угольного карандаша вместо кисти, как будто демонстрируя этим свою приверженность ремеслу рисовальщика и суждению Энгра, что хороший художник должен беспрерывно рисовать линии. Но рисование углем входило в обучение и в Школе изящных искусств, где Дега короткое время учился. Однако ничего не известно о том, пользовался ли он этим материалом в 50-е годы. Неопределенность и отчужденность выражения лица повторились и на последующих автопортретах Дега, к примеру, на том, где он снимает шляпу, написанном семью или восемью годами позже. Темный фон немного приоткрывается справа, и сквозь трещину в стене проглядывает нечто вроде неба. Подобный фон можно встретить на портретах мастеров венецианской школы - Тициана и других. Несмотря на такого рода заимствования у старых живописцев, случайный, непреднамеренный жест и непретенциозная одежда изображенного джентльмена делают портрет удивительно современным. Следуя традиции своих ранних полотен, Дега и здесь представляет себя не как художника, а скорее как гражданина, занимающего определенное место в обществе, который к тому же еще и художник.

  • Римская нищенка
    1857; масло, холст; 100,3 х 75, 2 см. Бирмингем, Галерея городского музея искусств. Хотя этот портрет тоже является частью поддерживаемой Французской академией в Риме традиции "народной жизни в Италии", Дега не увлекся обычным живописанием нужды, не отдал он и дани буржуазной сентиментальности, создавая одинокую монументальную фигуру бедной итальянки.

Явный контраст между самоуверенным старшим коллегой и задумчивым сомневающимся молодым художником очевиден на двойном портрете Дега и его друга Эвариста де Валерна. Первоначально Дега намеревался изобразить себя в цилиндре и с рукой, опущенной на колено, но, по-видимому, не был удовлетворен таким довольно избитым решением. Намеренно употребленный классический элемент продуманно уравновешивается современным, почти абстрактным видом городского пейзажа (серый, черный, синий, розовый цвета) из большого окна мастерской за фигурами двух мужчин. Дега словно проводил различие между старым и новым, традиционным и современным характерами позирующих.

Групповые портреты

Как уже отмечалось, с самого начала своей карьеры Дега демонстрировал особый интерес и теплое отношение к своей семье, в первую очередь к родственникам отца в Италии. Огюст Де Га родился в Италии и имел там несколько братьев и сестер, он порекомендовал сыну остановиться у родственников во время его поездки в Италию. Творческие устремления, неутомимые усилия и родственные узы художника вскоре вызвали к жизни первый блестящий шедевр Дега, групповой портрет "Семья Беллелли". Сестра Огюста Лаура была замужем за бароном Дженнаро Беллелли, от которого у нее было две дочери, Джулия и Джованна. Эдгар остановился у тети и дяди во Флоренции, куда семья выехала в изгнание из Неаполя по политическим мотивам. Им очень не нравилась среда, в которой они временно очутились, "отвратительная страна", по выражению тети Лауры, где ее мужу скрепя сердце приходилось "снимать комнаты". Более того, отношения между супругами были натянутыми, и тетя жаловалась на "ужасно тяжелый характер и непорядочность Дженнаро". Дега явно симпатизировал своей тетушке. Она, безусловно, была его любимицей среди сестер отца, несмотря на ее слабое здоровье и очевидную неуравновешенность. В письмах, написанных Эдгару, когда он уже вернулся в Париж, Лаура часто упоминает о безумии, которое подкрадывается к ней, и высказывает мнение, что рано или поздно она окажется в сумасшедшем доме. Она пишет: "Жизнь с Дженнаро... человеком, не занимающимся никаким сколько-нибудь серьезным делом, вскоре сведет меня в могилу". Вероятно, если бы не дети, Джулия и Джованна, в такой семейной атмосфере иногда можно было просто задохнуться. Дега сумел наполнить этот групповой портрет мрачным чувством семейной драмы, просто представляя зрителю членов семьи. В темном платье, с угрюмым и несколько отстраненным выражением лица, тетя Лаура является доминирующей фигурой картины. Несмотря на ее отсутствующий взгляд, ощущается, что именно она главенствует здесь. Дженнаро сидит в кресле у камина, спиною к зрителю, и как будто отключен от происходящего вокруг него. По существу, оба они избегают друг друга. Маленькая Джованна смотрит на художника и зрителя, сложив ручки на белом фартуке. По словам близких, это был не самый дисциплинированный ребенок, и такой жест девочки выглядит не совсем искренним, в то время как ее младшая сестренка Джулия, кокетливо подбоченясь, показывает более открытый и нетерпеливый характер. Она - единственная связь между родителями, которые разделены столом. Лаура стоит у стены, на стене, почти рядом с ее головой, висит гравюра, на которой изображен ее отец (и дед Эдгара) Гилер Де Га, живший тогда в Неаполе. Гравюра, выполненная красным мелом, оправлена в раму цвета матового золота, что придает ей вид произведения старого мастера. Открытая дверь слева и отражения предметов в большом зеркале над каминной полкой расширяют комнату - хотя она не идет ни в какое сравнение с грандиозностью дворцов, которые принадлежат позирующим Беллелли в Неаполе. С объединением Италии в 1860 году семья получила возможность возвратиться в родной город. Это огромное полотно Дега, несомненно, рисовал, вернувшись в Париж в 1859 году, в новой просторной мастерской. Конечно же, он не смог бы работать с таким размахом во флорентийском жилище своих родственников. Различные наброски и рисунки пастелью, указывающие размещение фигур, служили ориентиром для осуществления грандиозного замысла. Хотя он, несомненно, отдал этому произведению несколько лет, Дега не чувствовал к нему того интереса, который художник проявлял к таким своим историческим полотнам, как "Семирамида" и "Упражнения юных спартанцев". Завершив картину, он, вероятнее всего, хранил ее свернутой трубкой в углу мастерской. По существу, она оставалась неизвестной вплоть до своего появления уже после кончины Дега, в 1918 году, на аукционе в его мастерской, где она произвела огромную сенсацию. Картина была тотчас же приобретена Лувром. В период франко-прусской войны Дега, вслед за многими гражданами Франции, добровольцем вступил в Национальную гвардию. Он был послан защищать укрепление к северу от Буа де Венсен, в предместьях Парижа, под командованием своего друга Анри Руара, чей портрет он написал несколькими годами позже. Страстно желавший послужить родине, он жаловался, что все еще не слышит пушечных выстрелов. "Ему не терпится услышать этот звук, чтобы убедиться, сможет ли он переносить детонацию",- писала мадам Моризо. В январе 1871 года война окончилась капитуляцией Парижа и унизительным миром. Война представила Дега возможность увидеть и узнать множество разных людей. В бастионе №12, где он служил, Дега познакомился с Жаном-Батистом Жинто, Эдуаром Леном и господином по фамилии Лине, всех их он изобразил на групповом портрете, нарисованном в марте 1871 года. Слева, сложив на столе руки, сидит Жинто, инженер, который в 1881 году прославит себя созданием первого электрического автомобиля. Кроме фамилии, почти ничего не известно о Лине, мужчине, сидящем в центре в расслабленной позе с цилиндром на голове. Третий мужчина, читающий газету - Эдуар Лен, промышленник и приятель Руара. Дега предпочел изобразить своих друзей не в военной,а в непринужденной, приятной обстановке. Похоже, это клуб для буржуазной публики или ресторан. Все внимание художник сосредоточивает на лицах, другими деталями художник явно пренебрегает. Палитра из черного, коричневого и темно-красного цветов, подчеркнутая белизной рукавов, воротничков и скатерти на столе, была у Дега в то время излюбленной.

  • Портрет Жозефины Голен
    1867; масло, холст; 61,2 х 45,7 см. Бостон, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер. Жозефина Голсн, бсиерина, заказавшая портрет, отвергла его, заявив, что художник был к ней несправедлив. Одетая в платье черного цвета, который контрастирует с более живьш 6агровъм и желтым вокруг нее, печально задумавшись, грустнъши

После поездки в Лондон в октябре того же года Дега высказал желание навестить семью брата и других родственников в Новом Орлеане. Мать Дега, Селестина Мюссон, была родом оттуда. В 1863 году ее сестра, Одиль Мюссон, прибыла в Париж с дочками Эстеллой и Дезире, спасаясь от гражданской войны. Вероятно, тогда у Рене зародилось чувство к Эстелле, чей муж погиб на войне, оставив ее с ребенком. Поддержанный Эдгаром, Рене отходит от отцовского дела и отправляется в Америку. В конце концов Рене женится на Эстелле, а через некоторое время в Новый Орлеан переселяется еще один брат, Ашиль Де Га, присоединясь к семейному предприятию. Приезд Рене в Париж летом 1872 года склоняет Эдгара к мысли посетить Америку, отправившись туда с братом. В октябре они вместе покидают Францию и держат путь через Нью-Йорк в Новый Орлеан. В письме от 4 ноября, вскоре после его приезда, Дега писал в Париж своему другу Дио: "День-деньской я среди этих дорогих людей, пишу и рисую, делаю портреты семьи". И далее: "Мне нужно нарисовать семейные портреты, которые бы соответствовали вкусам семьи, при кошмарном освещении, с частыми перерывами и с моделями, очень милыми мне, но все же несколько дерзкими — они не принимают тебя всерьез, коль ты их племянник или двоюродный брат". К числу портретов, созданных в этот период, принадлежит "Женщина с вазой цветов". Моделью послужила, вероятно, Дезире Мюссон, двоюродная сестра Эдгара. Трудно поверить, что Дега чувствовал себя не совсем уверенно. Живость красок и свежесть, энергичность мазков так не совпадают с тогдашним состоянием духа художника. И лишь темные и тяжелые тени намекают на имевшиеся трудности с освещением. Хотя ему хотелось поскорее вернуться в Париж, Дега продолжил свое пребывание в Новом Орлеане до марта следующего года, главным образом потому, что он был занят вторым после "Семьи Беллелли" масштабным групповым портретом. Через три месяца после приезда в Америку Дега начал работать над "Интерьером конторы в Новом Орлеане", известном также под названием, которое может ввести в заблуждение: "Хлопковый рынок в Новом Орлеане". На первый взгляд картина может показаться обычным интерьером, где несколько фигур проверяют качество хлопка, выставленного для продажи.

  • Мосье и мадам Эдуар Мане
    1868-1869; масло, холст; 65 х 71 см. Китакюсю, Япония, Муниципальный музей искусств. Эта картина зргьио подтверждает тесные, но несколько двойственные отношения Дега с "главой" импрессионистов Мане. Мане, явно неудовлетворенный той частью картины, где была нарисована его жена Сюзанна, играющая на пианино, как утверждают, отрезал правую часть холста. Дега забрал картину назад в свою лластерскую, но так никогда и не восстановил фигуру мадам Мане.
  • Портрет Гилера Де Га
    1857, масло, холст, 53х41 см. Париж, музей Орсэ. Гилер Де Га был дедом художника и жил недалеко от Неаполя. Эдгар написал этот внушительный портрет во время своего пребывания в Италии, когда позировавшему было восемдесят семь лет. Теплый свет и достоинство, присущее пожилому человеку, свидетельствуют о привязанности внука к деду и восхищении им, что подтверждается и семейной перепиской
  • Эдмондо и Тереза Морбилли
    фрагмент, около 1865, Фонд приобретений, 1931, с разрешения Музея изящных искусств в Бостоне. Из членов семьи сестра Дега Тереза была его любимой моделью для портретов. Бледный овал ее лица вызывает в памяти произведения художника Энгра, перед которым Дега преклонялся, особенно в ранние годы

Другие заняты счетоводством или бухгалтерией, остальные же несколько озадаченно наблюдают за происходящим в комнате. Дега сам снабдил письмо английскому приятелю-художнику Тиссо в Лондон коротким описанием картины: "На ней около пятнадцати персон, проявляющих больший или меньший интерес к столу, заваленному ценным материалом, а двое мужчин, один немного наклонясь, а другой полусидя на столе, покупатель и брокер, обсуждают образец". Обстоятельства, подтолкнувшие Дега к идее создания этого произведения, неизвестны, но ценность хлопка, несомненно, затронула воображение художника, отмечавшего, что в Новом Орлеане "живут для хлопка и благодаря хлопку". Кроме того, он, должно быть, желал

  • Интерьер конторы в Новом Орлеане
    Фрагмент; 1873. По, Музей изящных искусств. Хлопок - всюду и везде, такое впечатление сложилось у Дега в Новом Орлеане, но именно мягкое, пушистое свойство хлопка привлекло его как художника.
  • Жинто, Лине к Лен
    1871; масло, холст; 38 х 46 см. Париж, Музей Орсэ. Дега и трое позирующих были добровольцами в Национальной гвардии и активно участвовали в обороне Парижа во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. Сосредоточивая внимание на выражениях лиц своих друзей, Дега намеренно пренебрегает деталями обстановки, скорее всего ресторана.
  • Семья Беллелли
    фрагмент, 1858-67, Париж, Музей Орсэ. Хотя его тетя Лаура из Флоренции была слегка неуравновешенной и нервной, Дега питал к ней особую привязанность. Она, по всей видимости, была главенствующей в семье фигурой. Неподвижное лицо красноречиво говорит об этой ее роли. Младшая кузина Дега слыла шалуньей. Однако здесь мы видим послушную девочку, скромно сложившую ручки на белом переднике

избежать ограничений, связанных с портретировани-ем членов семьи. Возможно, он даже хотел продемонстрировать им, на что способен его творческий ум. II действительно, получился не просто детально разработанный интерьер, а весьма впечатляющий групповой портрет. Нa переднем плане, щупая образец хлопка, находится Мишель Мюссон, дядя Дега по материнской линии. Сзади за ним - два его зятя, Репе Де Га, читающий "Дейли Таймс-Пикиюн", и брокер Уильям Белл, сидящий на краю стола. В левом углу комнаты, скрестив ноги, стоит Ашиль Де Га, еще один брат Эдгара, а справа кассир компании Джон Диводе изучает толстый гроссбух. Сзади за Рене на высоком стуле, в легкой коричневой куртке, сидит Джеймс Престиж, деловой партнер Мюссона. Каждая фигура кажется отлитой в своей наиболее типичной позе, таким образом демонстрируя почти обидное безразличие по отношению к двум братьям Дега, совершенно бездеятельным и беспечным, как парижские денди среди работящих американских партнеров. Комната, нарисованная в явно сконструированной перспективе, видна зрителю наклонно, с высокой выгодной позиции, дающей полный обзор спокойного и процветающего американского предприятия. Черные костюмы контрастируют с белизной пушистого хлопка, рубашек и газеты, а светло-зеленые стены, бежевый потолок и розоватый тон деревянного пола создают объединяющую колористическую конструкцию. Прелестный натюрморт (справа) с корзиной для мусора, стойка, покрытая бумагами и журналами для записей, и небольшой морской пейзаж в раме на стене оживляют сцену. Возвращаясь во Францию, Дега оставил картину в Новом Орлеане, чтобы она как следует высохла и поверхность не испортилась во время транспортировки. Реакция критиков на новое произведение после того, как его впервые увидели в Париже, была неоднозначной. Некоторые замечали, что подобное произведение нетипично для Дега, и даже Золя, несгибаемый сторонник "дела импрессионизма", сокрушался, что художник испортил картину завершающими мазками (писатель считал лучшими работами Дега его наброски). "Его проницательность как художника изумительна, но боюсь, кисть его никогда не станет созидательной",- писал он. Другие, однако, хвалили картину за реализм и откровенно современное изображение общественной жизни. Первоначально Дега намеревался поручить картину торговцу предметами искусства и выставить ее в Манчестере, центре английской прядильной промышленности, "ведь если прядильщик когда-нибудь хотел найти своего художника, то не должен миновать меня", - замечал он. Вопреки ожиданиям Дега картина очутилась во французском музее - и это был первый случай, когда его произведение стало частью публичной коллекции. После того как картину выставили в По, на юге Франции, в 1878 году ее приобрел хранитель музея города По, где она находится и по сей день. Весьма польщенный и довольный тем, что его картина будет храниться в общественном учреждении, Дега легко расстался с нею за скромную сумму в две тысячи франков. Дега достиг в своих портретах большей спонтанности, чем другие художники, иногда они вовсе не похожи на портреты в точном смысле этого слова. Связывая позирующих с окружающим пространст-

  • Мари Дно за фортепьяно
    Около 1869-1872; масло, холст; 39 х 32 см. Париж, Музей Орсэ. Позировавшая была. сестрой фаготиста парижской оперы, которого Дега изобразив. в "Оркестре Оперы". Мари Дио, выдающаяся пианистка и певица, большей частью жила в Лилле, но часто навещала брата в Париже. Дега посетил вместе с отцом  несколько ее концертов.

вом, давая ненавязчивое, но глубокое толкование индивидуальности каждого из них, обогащенное атрибутами характера или профессии, Дега значительно расширил возможности жанра, который другие художники разрабатывали более традиционными средствами. Например, в работах "Гортензия Валь-пинсон" и "Женщина с вазой цветов" художник поместил модели на фоне натюрмортов. Маленькая девочка оперлась на стол, украшенный разноцветной пышитой скатертью, и ест яблоко. Кажется, что она может убежать отсюда в любую минуту. На женском портрете, напротив, изображено спокойное,созерцательное расположение духа позирующей, ее рука задумчиво поднесена к подбородку. Роскошный букет осенних цветов только подчеркивает этот покой. Необычная перспектива, близкая точка обзора, срезанные формы фигур и предметов, как на картине "Анри Руар перед своей фабрикой", — использование того или иного из этих приемов также делает портреты Дега и другие его произведения столь современными. Именно эти черты смущали некоторых критиков, не способных предвидеть, сколь животворным будет влияние Дега на искусство в будущем.

  • Художник и его друг Энарист де Валерн
    Около 1865; Масло, холст; 116х89 см. Париж, Музей Орсэ. На своем последнем автопортрете Дега изобразил себя вместе с друголг- живописцем де Валерием, который был почти на двадцать лет старше его. Далеко не преуспевающий художник и почти бедняк, Дега, по-видимому, находил удовольствие бывать в компании с этим любезнъш господином.
  • Автопортрет: Дега, поднимающий шляпу
    Около 1863; масло, холст; 92,5 х 66,5 см. Лиссабон, Музей изобразительных искусств. Как и на самом раннем автопортрете, Дега изобразил себя не живописцем, а просто люлодым джентльменом. Эта неоконченная картина свидетельствует о глубоком знании художником традиции венецианского Ренессанса, в особенности Тициана, но каким современным, небрежным жестом он вот-вот поднимет шляпу!
  • Портрет Леона Бонна
    1862, масло, холст, 43х36 см, Байонн, Музей Бонна. Во время своего пребывания в Риме Дега регулярно навещал художника Леона Бонна, который провел там два года (1858-60) благодаря родному городу Байонн, удостоившему его поощрительной стипендии. Дега вручил позировавшему полотно уже тогда, когда отношения между ними давно охладели и дружба расстроилась из-за потери взимопонимания
  • Ашиль Де Га в форме кадета
    1857-59, масло, холст, 64,5х51 см, Вашингтон, Национальная галерея искусств, коллекция Честера Дейла. Младший брат художника был нарисован в этой импозантной форме гардемарина, будучи курсантом военно-морского училища. Обладавший неуправляемыцм и импульсивным характером, он уволился с флотской службы и совместно с братом Рене основал в Новом Орлеане фирму по торговле хлопком "Братья Де Га"
  • Эдмондо и Тереза Морбилли
    около 1865, масло, холст, 116,3х88,3 см. Дар Роберта Трита Пейна Второго, с разрешения Музея изящных искусств в Бостоне. Сестра художника Тереза Де Га вышла замуж за Эдмондо Морбилли, своего двоюродного братр из Неаполя в 1863 году, получив разрешение папы, необходимое из-за их кровного родства. Оба скромные, нечестолюбивые люди, они вели тихую, не изобиловавшую событиями жизнь. Художника, однако, привлекали их выразительные черты, и он несколько раз рисовал эту выразительную чету
  • Анри Де Га и его племянница Лючия Де Га
    1876, масло, холст, 99,8х119,9 см, Чикаго, Художественный институт. Дега нарисовал этот портрет своей племянницы и ее дяди в Неаполе в 1876 году, когда девочка, которая к тому времени уже дважды осиротела, была отдана на попечение дяди. Картина отразила один из немногих спокойных моментов далеко не безоблачного периода в жизни девочки
  • Семья Беллелли
    1858-67, масло, холст, 200х253 см, Париж, Музей Орсэ. Во время своего ученичества в Италии Дега жил с семьей дяди, Дженнаро Беллели, временно изгнанного из Неаполя по политическим мотивам. Разобщенность позирующих передает напряженные отношения в семье. Картина, которой предшествовали годы предварительных эскизов и набросков, была обнаружена в мастерской Дега сразу после его смерти
  • Коллекционер гравюр
    1866, масло, холст, 53х40 см, Нью-Йорк, Метрополитен-музей. Неуемный, страстный коллекционер, наклонившийся над папкой с нравюрами, - к такому роду ценителей искусства вскоре суждено было присоединиться и самому Дега. Острые черты лица позирующего, пронизывающие глаза, хищный нос делают его похожим на одного из тех чудных фанатиков, которых описывал Бальзак
  • Портрет Гортензии Вальпинсон
    1878; 76х100,8 см Миннеаполис, Институт искусств. Эта маленькая девочка с кусочком яблока в правой руке, прислонившаяся к столу, была единственной дочерь одного из школьных товарищей Дега. Натюрморт, который составили корзина для шитья и неоконченная вышивка, напоминает о матери девочки, ею же сделана черная скатерть с раноцветным флорентическим узором.
  • Женщина с вазой цветов
    1865, масло, холст, 73,7х92,7 см. Нью-Йорк, Метрополитен-музей. На картине изображена, вероятно, жена друга Дега Поля Вальпинсона. Ее портрет, а также великолепно подобранные и сложенные в букет осенние цветы (астры, георгины и др.) - необыкновенная симфония коричневого, пурпурного и белого цветов. За небрежностью, с которой женщина позирует, скрывается тщательно продуманная гармоничная композиция картины
  • Женщина с китайской вазой
    1872, масло, холст, 65х34 см, Париж, Музей Орсэ. Нарисованная вскоре после приезда художника в Новый Орлеан, эта женщина могла быть Дезире Мюссон, старшей сестрой жены Рене Де Га Эстеллы. Экзотический цветок придает большую выразительность лицу, освещенному справа резким цветом, в то время как вся другая сторона находится в тени. Спокойное, задумчивое выражение лица контрастирует с довольно грубой трактовкой поверхности
  • Элен Руар в мастерской отца
    1886, масло, холст, 161х120 см, Лондон, Национальная галерея. Дочь одного из коллег Дега по высшей школе, худоожника Анри Руара, изображена в мастерской своего отца на Рю де Лисбон в Париже. Годами Дега приходил обедать к Руарам, которых он как-то назвал своей "единственной семьей во Франции"
  • Портрет Виктории Дюбур
    1868-69, масло, холст, 81,3х64,8 см, Толедо, Художественный музей. Виктория Дюбур была довольно известной художницей, писавшей натюрморты. Дега уделил особое внимание умнаму лицу женщины и рукам, сложенным на коленях, имея в виду ее профессию живописца. Считалось, что пустой стул слева предназначался для ее жениха, а позже мужа, выдающегося художника Анри Фантен-Латура
  • Диего Мартелли
    1879, масло, холст, 110х100 см, Эдинбург, Шотландская национальная галерея. Писатель и художественный критик из Флоренции Мартелли был главным пропагандистом итальянского импрессионистского движения "маккьяйоли". Во время одного из своих визитов в Париж он познакомился с Дега. Мартелли изображен под непривычно высоким углом зрения. Получился резкий ракурс вида
  • Мэри Кэссет
    около 1884, масло, холст, 71,5х58,7 см, Вашингтон, Национальная портретная галерея, Смитсоновский институт. Американской художнице Мэри Кэссет этот портрет, вероятно, достался в подарок от Дега, который, в свою очередь, получил одну из ее картин. Много лет спустя Кэссет выразила свою нелюбовь к этому портрету, возможно, оттого, что на нем она держит в руках игральные карты как гадалка
  • Интерьер конторы в Новом Орлеане
    1873; 73х92см. По, Франция, Музей изящных искусств. Братья Эдгара Ашиль и Рене Де Га основали в Новом Орлеане фирму по торговли хлопком

перейти к началу страницы


2i.SU ©® 2015 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ruРейтинг@Mail.ru