Художник, которого мы знаем под именем
Фра Андже-лико (ангельский брат), а современникам известный как Фра Джоваппи
да Фьезоле, был уроженцем Муджело близ Виккио. Вазари, сообщает, что он
родился в 1387 году и ц возрасте девятнадцати лет, в 1407 году, принял
обет послушания в доминиканском ордене. Однако можно считать доказанным,
что в миру он оставался еще 31 октября 1417 года, когда собрат по
ремеслу, миниатюрист Баттиста ди Бьяджо Сангвиньи, рекомендовал его, в
то время еще «Гвидо ди Пьетро, художника прихода Санто Микеле Бисдомини»,
для вступления в общину Сан Пикколо в церкви Кармине во Флоренции, Таким
образом, более вероятно, что Анджелико родился между 1395 и 1400 годом,
едва ли не на десять лет позднее, чем указывает Вазари. В январе и феврале
1418 года, все еще под именем Гвидо ди Пьетро, он получил оплату за исполнение
алтаря для капеллы Герардини в Санто Стефано аль Понте во Флоренции. Деко-риронапие
этой капеллы, как и ранее двух других капелл в Санто Стефано, было поручено
Амброджо ди Бальдезе; ввиду отсутствия каких-либо иных данных, напрашивается
предположение, что Анджелико проходил обучение живописи в мастерской этого
художника, а в искусстве миниатюры его наставлял Сангвиньи. Только в июне
1423 года, в связи с исполнением Распятия для госпиталя Санта Мария
Нуова, имя мастера появляется в привычной для пас форме «frate Giovanni
di San Domenico di Fiesole» (брат Джованни из монастыря Caн Домепико во
Фьезолс). По-видимому, в первые годы послушничества ему не позволялось
заниматься живописью и, следовательно, в монастырь он вступил несколько
ранее, между 1418 и 1421 годом. Двадцать второго октября 1429 года «frate
Johannes Petri de Muscello» (брат Иоанн Петр из Муджелло) присутствовал
на собрании капитула братства Сан Доменико; посещал он и другие собрания
капитула - в январе 1431, декабре 1432, в январе 1433, когда он замещал
отсутствовавшего настоятеля монастыря, а также в январе 1435 года. Все
это время духовный сан не препятствовал художественной деятельности Анджелико
вне монастыря. Так, 14 января 1434 года он и поздне-готический мастер Росселло
ди Якопо были приглашены оценить работы Биччи ди Лоренцо и Стефано д'Антонио
для церкви Сан Пикколо Маджоре. В 1435 году монахам общины Сан Доменико
была передана флорентийская церковь Сан Джордже сулла Коста, а год спустя,
в январе 1436 года, они получили во владение монастырь Сан Марко; в 1438
году Мике-лоццо начал перестройку его зданий. Анджелико не был в числе
тех, кто перебрался в Сан Джордже сулла Коста в 1435 или в Сан Марко в
1436 году, - в то время он оставался викарием во Фьезоле, и первое упоминание
о его пребывании в Сан Марко относится к 22 августа 1441 года. Он присутствовал
на встрече капитулов общин Сан Марко и Сан Доменико в августе 1441 года,
а в июле 1445 года подписал акт об их разделении следующим образом: «Ego
frater Joannes de florencia assencio omnibus supradictis in cujus testimonium
me manu propria subscripsi» (Я, брат Иоанн из Флоренции, полностью согласен
с вышесказанным в подтверждение чего подписываюсь собственноручно). Можно
предположить, что мастерская Анджелико оставалась в Сан Доменико до 1440
года, пока алтарный образ для Сан Марко не приблизился к завершению, а
украшение этого монастыря фресками не начато, и только после этого была
перенесена в Сан Марко. В 1443 году он являлся синдиком монастыря - должность,
видимо, предполагавшая контроль за финансами. Вероятно, во второй половине
1445 года Лнджелико был приглашен в Рим папой Евгением IV, который ранее
провел несколько лет во Флоренции, где и познакомился с его произведениями.
Летом того же года освободилась кафедра архиепископа Флоренции, и в августе
Синьория предложила папе несколько кандидатур. Первым среди них был член
семьи Медичи До-пато деи Медичи, епископ Пистойи, вторым - помощник декана
и каноник флорентийского собора Джованни ди Персии ди Низио, третьим -
епископ Фьезоле Беноццо Федериги, четвертым - епископ Вольтерры Роберто
Кавальканти, пятым - секретарь Синьории каноник Андреа. По тем или иным
причинам папа отверг каждую из этих рекомендаций и шесть месяцев спустя,
девятого января 1446 года назначил архиепископом Фра Антонине Пьероцци,
в то время викария монастыря Сан Марко. По традиции считается, что, прежде
чем такое решение было принято, кафедра архиепископа предлагалась Анджелико
и что именно он способствовал назначению Фра Антонине. По крайней мере
именно это утверждали шесть свидетелей во время процесса канонизации Фра
Антонине в начале XVI века. Трудно сказать, насколько верны эти сведения,
но сам факт, что спустя полвека после смерти Фра Анджелико сохранялось
мнение о нем как о человеке, способном управлять епархией и давать советы
папе по поводу высоких назначений, позволяет судить об его духовном авторитете.
В Риме Анджелико оставался в 1446 и 1447 годах (в летние месяцы он работал
также в соборе в Орвьето) и возвратился во Флоренцию в конце 1449 - начале
1450 года; десятого июня 1450 года он стал настоятелем монастыря Сан Доменико
во Фьезоле. Как то полагалось, он нес эти обязанности в течение двух лет,
и в марте 1452 года еще жил во Фьезоле, ибо, согласно регистру собора в
Прато, эконом собора приезжал во Флоренцию к архиепископу Антонину с письмом,
содержавшим просьбу о том, чтобы «frate Giovanni da Fiesole maestro di
dipignere» (брат Джованни из Фьезоле, мастер-живописец) расписал хор собора.
Восемь дней спустя эконом снова посетил Флоренцию и встретился с художником,
который согласился отправиться в Прато, чтобы на месте обсудить это предложение
с четырьмя представителями собора и с подестой города. На следующий день
были наняты лошади, чтобы доставить «el Frate che dipigne» (брата, который
пишет) в Прато и обратно во Фьезоле. По причинам, которые теперь невозможно
выяснить, переговоры оказались безрезультатными. Первого апреля Анджелико
вернулся во Фьезоле, а пятого апреля эконом вновь приехал во Флоренцию
в поисках художника для украшения хора и мастера по витражам. На этот раз
его поиски увенчались успехом и договор на исполнение фресок был подписан
с Фра Филиппе Липпи. После переговоров в Прато Фра Анджелико исчезает из
нашего поля зрения. Вновь его имя упоминается лишь второго декабря 1454
года в рекомендации, чтобы выполненные в Палаццо Приоров в Перудже фрески
были оценены либо им, либо Фра Филиппе Липпи, либо Доменико Венециано,
то есть одним из трех флорентийских живописцев, чье искусство вызывало
тогда наибольшее восхищение. Возможно, в 1453 или 1454 году он снова приехал
в Рим, но если это и так, то сведений о его работе не имеется. Умер он
в Риме в феврале 1455 года, за несколько недель до смерти своего покровителя
папы Николая V. Эпитафии на его гробнице в доминиканской церкви Санта Мария
сопра Минерва предположительно написаны гуманистом Лоренцо Балла. Та, что
находилась на стене, а ныне утрачена, гласила: «Слава, зерцало, украшение
среди художников, Джованни Флорентиец покоится в этом месте. Исполненный
веры, он был братом священного ордена Святого Доминика и истинным слугой
Бога. Ученики скорбят об утрате столь великого мастера, ибо едва ли где
еще сыщется подобная кисть. Отечество и орден оплакивают смерть непревзойденного
живописца, которому не было равных в его искусстве.» На мраморном саркофаге
в нише, как то принято было в эпоху Ренессанса, представлена фигура художника,
у подножия которой находится вторая надпись: «Здесь покоится досточтимый
художник Фра Джованни из Ордена проповедников. Пусть хвалою мне будет не
то, что казался я вторым Апеллесом, но что все, чем владею, отдал Тебе,
о Христос. Иные творения живы на земле, другие на небе. Город Флоренция,
Этрурии цвет, дал мне, Джованни, рожденье.» Уже вскоре после своей смерти
Анджелико фигурирует в сочинении доминиканца Доменико да Корелла De
Vita et Obitu B. Mariae как «ангельский художник... по имени Иоанн,
не менее великий, чем Джотто и Чима-буэ». В конце века в знаменитой поэме
Джованни Санти он упоминается между Джентиле да Фабриано и Пиза-нелло,
наряду с Фра Филиппе Липпи, Пезеллино и Доменико Венециано: «Джованни да
Фьезоле, монах пламенной веры». С приходом Савонаролы, для которого искусство
было не более чем средством духовной пропаганды, сложился новый подход
к живописи, и после смерти Савонаролы художник-монах Анджелико стал для
его последователей чем-то вроде точки приложения их теорий. Уже первая
краткая биография мастера из доминиканского свода панегириков, опубликованного
Леандро Альберти в 1517 году, наметила положение, которое будет развито
в XIX веке: высокая значимость искусства Анджелико обусловлена его
исключительными человеческими качествами. Панегирик Альберти -один из источников,
которые использовал Вазари для жизнеописания Фра Анджелико, опубликованного
в 1550 году. Другим источником были сообщения доминиканского монаха Фра
Евстакио, принявшего послушание при Савонароле; почти восьмидесятилетним
стариком он передавал Вазари монастырские легенды, окружавшие имена художников
Сан Марко. Тимотео Боттонио, доминиканец того же монастыря, рассказывал,
что Вазари «часто приходил поболтать с этим стариком, от которого почерпнул
множество интереснейших подробностей о прославленных художниках прошлого».
На этих и других данных Вазари построил жизнеописание мастера. «Фра Джованни,
- пишет он, -был человеком большой простоты и святости в своем обхождении...
Он был очень тихим и уравновешенным, живя целомудренно, вдали от всех мирских
треволнений. Он часто повторял, что всякий, кто посвятил себя искусству,
нуждается в покое и отсутствии забот, и что творящий дела Христовы, должен
всегда пребывать со Христом... Все похвалы мои не могут воздать должного
этому святому отцу, который был столь смиренен и кроток в своих поступках
и рассуждениях, столь легок и благочестив в живописи, что писанные им святые
имеют больше, чем у кого-либо другого, подобие блаженных. Некоторые утверждают,
что брат Джованни никогда не брался за кисть, прежде не помолившись. И
если он писал Распятие, слезы всякий раз струились по его щекам, доброта
его искренней и великой души видна в облике и положении его фигур.» В устах
комментаторов XIX века слова Вазари приобрели романтический подтекст,
и с тех пор большинство авторов повторяет, что художник искал опору в божественном
вдохновении, и твердит о его слезах и о деяниях веры. Подобные рассказы
имеют целью привлечь к творениям мастера сердца простых людей, жаждущих
духовной пищи. И хотя в наше время эти истории не находят подтверждения,
ими нельзя пренебречь. Нельзя отрицать, что вера золотой нитью проходит
через все творчество Анджелико. Нет иного художника, чьи образы в большей
мере обращали бы к созерцанию и поддерживали те моральные ценности, на
которых зиждется духовная жизнь.
2i.SU ©® 2015